Темы: Америка, Катастрофа, Диаспора, Виктория Ходосевич
Недавно вышедшая в свет книга Молли Хаскелл «Стивен Спилберг: жизнь в кино» рассказывает о еврейских корнях знаменитого режиссёра и о том, какое влияние на его творчество оказали детские годы и семейная история.
Когда Стивен был ребёнком, семья Спилбергов несколько раз переезжала: сначала из Огайо в Аризону, а затем — в Калифорнию. Часто они были единственной еврейской семьёй в округе. «Я был застенчивым, неловким, стеснялся своего еврейства, — вспоминал Спилберг. — В старших классах получал тумаки. Два раза мне основательно расквасили нос».
Часть семьи Спилбергов, те, кто остались на Украине и в Польше, погибла во время Холокоста. Родители Стивена всегда ощущали эту боль, помнили погибших и рассказывали о них. И в 46 лет Стивен, наконец, решился снять фильм о том страшном времени. На самом деле этот проект ему предложили десятью годами раньше, но тогда он ещё не созрел для работы над фильмом, который требовал огромного эмоционального и душевного напряжения.
Решение о начале работы над «Списком Шиндлера» он принял под влиянием событий, произошедших в его жизни. К тому времени в семье Спилбергов было уже пятеро детей, и Стивен сказал: «Возможно, я просто старею, но, когда родились мои дети, я понял, как важно для меня вырастить их хорошими евреями и дать им еврейское образование». Вторая жена Спилберга прошла ортодоксальный гиюр перед их свадьбой в 1991 году. С тех пор семья отмечает все еврейские праздники и обязательно зажигает субботние свечи. На дверях домов и офисов Спилберга висят мезузы, а в его доме в Лос-Анджелесе обустроена кошерная кухня, где мама Стивена, Лия Адлер, любила готовить праздничную еду для всей семьи. Сегодня у Спилбергов семеро детей и трое внуков.
Лия рассказывала, что её сын не был выдающимся учеником и не пользовался особой популярностью среди сверстников, но уже в раннем детстве обладал даром видеть мир под иным углом, не так, как все. Стивен вспоминал рассказы матери о Холокосте: «Когда я был маленьким, мама рассказала мне об одной своей подруге, пианистке, которая жила в Германии. Фашисты сломали ей все пальцы за исполнение симфонии, которая была запрещена. Я рос на историях о том, как фашисты ломали евреям пальцы».
В Огайо бабушка Стивена преподавала английский язык евреям, пережившим Холокост. Спилберг рассказывал, как выучил цифры по татуировке одного из бывших узников Освенцима: «Он закатывал рукав и показывал: вот это 4, а это 2, а это 7. Это было мое первое знакомство с арифметикой. Он говорил: “Сейчас я покажу тебе фокус!” Показывал на шестерку, потом поворачивал локоть и восклицал: “А теперь это девятка!” Холокост всегда присутствовал в моей жизни, в разговорах родителей. Мы потеряли много родни».
Спилберг открыто и активно поддерживает Израиль и много делает для того, чтобы увековечить память о Холокосте: «Я знаю, как важно существование и процветание Израиля. Как еврея меня глубоко волнует рост антисемитизма и антисионизма в мире. В настоящее время только в пяти штатах история Холокоста включена в школьную программу. Я прилагаю все усилия, чтобы это стало обязательным предметом во всех пятидесяти штатах».
После выхода на экраны «Списка Шиндлера» режиссёр стал получать тысячи писем и звонков от людей, переживших Катастрофу. У каждого была своя трагическая история. Чтобы голоса этих людей были услышаны, Спилберг основал в Калифорнии специальный фонд, который обеспечивает сбор и сохранение их свидетельств. Он также создал в Еврейском университете архив видеоматериалов, который содержит записи интервью с пережившими Холокост — тысячи часов.
Книга Молли Хаскелл говорит о картинах Спилберга как о ступенях его жизни. Извлекая опыт из прошлых ошибок и неудач, он прокладывает путь своей жизни от фильма к фильму.
С раннего детства Стивен придумывал истории, которые просто не мог удержать внутри. Как он сказал однажды в интервью: «Это мое топливо, это то, что мною движет». Благодаря энергии этого топлива Стивен Спилберг сумел громко заявить о себе миру не только как великий режиссёр, но и как еврей, гордящийся своим происхождением и болеющий за свой народ.
По материалам Aish.com
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю