Из цикла «Даат тфила», темы: Еврейская молитва, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
“Праведники преподносят перед Господином реальность новой готовности… А Всевышний ответит им воздействием высокого уровня, в соответствии с качеством той готовности” (Рамхаль, Даат твунот 158).
“На чем стоит земля?” Кто дает ей существование, на основе чего она получает изобилие жизни и благословения, — это вопрос Гемары в трактате Хагига. У земли нет ничего от себя, она пустынна: “…а земля была безвидна и пуста”. Все изобилие приходит к ней с Неба. Там — совершенство изобилия в материальном и духовном: “Он делает совершенство в Своих высотах”. Кто же соединяет две эти системы, высшие и низшие — вот в чем вопрос Гемары. И она отвечает: праведник, который является основой мира, “ибо он объединяет небо и землю” — лестница, стоящая на земле, но головой достигающая неба. “Праведники преподносят перед Господином реальность новой готовности”. Готовность, которая, в частности, служит для скачивания изобилия благословения и жизни для материального мира — это молитва. Молитва есть часть сущности праведника, ее действие — его имя.
Упоминаемый в мишне из трактата Бава кама один из архетипов ущерба מבעה расшифровывается в Гемаре как “человек” (Бава кама 2а-3б). מבעה дословноозначает “просящий”, как следует из стиха в Йешаяу (21:12): “Сказал страж: утро настало, но и ночь… Если хотите просить תבעיון, то просите בעיו; приходите снова”. “Сказал Всевышний: ‘Обдумываю Я (желание) озарить вас избавлением… Если выскажете свою просьбу ускорить конец времен’. Следовательно, בעיו сказано о человеке” (Раши)». Таким образом, человек назван «просящим» — молящимся.
Сама молитва называется «душой человека», как сказано: «Раздирающий душу в гневе своем» (Ийов 18:4). И что это за душа? Это молитва, как сказано: «…и проливала я свою душу перед Г-сподом» (Брахот 5б). «Душа» — это воля человека: «если есть с вашей душой» (Берешит 23:8), то есть, если вы пожелаете. Синонимичность человека и молитвы учит нас, что молитва является частью сущности человека. Это желание, стремление человека прилепиться к Творцу и получить от Него благодать и жизненную силу, — есть наимощнейшая сила во вселенной. Она продвигает весь мир к его цели — совершенству. Эти воля и желание — краеугольный камень молитвы как таковой.
Человек — это «молящийся» вселенной
«И всех кустов полевых еще не было на земле, и все полевые травы еще не выросли, ибо не послал Г-сподь Б-г дождя на землю, и человека нет, чтобы возделывать почву» (Берешит 2:5). «Не вышли (травы), а стояли на уровне земли до шестого дня, и почему? Поскольку не послал дождя. А почему не послал? Потому что нет человека, чтобы возделывать землю, и не было того, кто понимал благо дождей. А когда пришел человек и познал, что они необходимы миру, помолился о дожде и тот пошел, — и выросли деревья и травы» (Раши).
Все в творении занимает свое место. Небо отдельно, и земля отдельно, и некому их соединить. Они ждут человека, праведника мира, который помолится о них и повлечет то самое высшее сочетание, которое приведет к излиянию благословения из высших миров в низшие. (Дождь, как известно, — это символ благодати, нисходящей из высших миров в низшие).
И человек, «познавший необходимость дождя», признал недостаток в низших мирах и обратился к Творцу, чтобы эти миры получили восполнение этого недостатка. И пошел дождь, и выросли деревья и травы. Это плоды служения человека. Это благословение — плод служения молитвой.
И как это было в день сотворения человека, так и последний день ожидает молитвы человека, который почувствует и признает великий недостаток, корень всех недостатков творения: недостаток в Великом Имени Всевышнего. И встанет человек, и помолится о восполнении этого недостатка, и будет умолять и упрашивать, чтобы раскрылось Единство Всевышнего в творении, и был Г-сподь один и имя Его одно: «Если хотите просить, то просите».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти