Из цикла «Еврейский дом», темы: Муж и Жена, Еврейский дом, Рав Симха Коэн, Эгоизм, Альтруизм, Отношения между людьми
Когда получающий нуждается и зависит от милостей другого человека, он ощущает себя ниже него и страдает от недостатка независимости — одной из базисных потребностей человека. А когда кого-то награждают ценным подарком за героический поступок, такое получение не только не сопряжено с ощущением стыда и неудачи, но, наоборот, является поводом для законной гордости. И в таком случае, чем ценнее будет подарок, тем большее удовольствие доставит, поскольку этот подарок является не благотворительной помощью в трудной ситуации, а, напротив, выражением уважения и признания величия и заслуг получателя, который помог дарителю в трудной ситуации.
Подведем итоги. Если мы исследуем ожидания людей, мы придем к выводу, что каждый человек заинтересован в том, чтобы давать другим только добровольно, без принуждения, и получать только в качестве признания за свои деяния, а не в качестве гуманитарной помощи находящемуся в сложной ситуации.
В соответствии с изложенными принципами, нам будет легче понять систему взаимоотношений в семье, возникающие трудности и методы их преодоления.
Практическая связь между супругами складывается через помощь в удовлетворении потребностей друг друга. В результате этого, между супругами возникает эмоциональная связь, которая переводит готовность партнера отдавать в эмоцию: мой супруг ценит меня, он хочет, чтобы я был его партнером, ведь он готов жертвовать чем-то ради меня.
В этой системе, как и в системе общественной, приятно получать, когда тебя ценят, и неприятно получать, когда чувствуешь, что тебе делают одолжение. Легко давать, исходя из добровольной готовности помочь, и тяжело, когда помощь превращается в обязанность.
Чтобы построить идеальную ситуацию, в которой оба супруга будут чувствовать себя комфортно в системе взаимоотношений между ними, следует создать структуру коммуникации, в которой просящий о помощи даст партнеру ощущение, что он относится к нему не как к обязанному, а как к волонтеру, и поэтому он просит его сделать одолжение. Помогающий же, напротив, даст получающему услугу ощущение, что он оказал помощь в качестве обязанности, а не как одолжение.
Проведем мысленный эксперимент и проследим за встречей чиновника с обращающимися к нему гражданами. Здесь мы можем увидеть интересную связь между обязанностью и волонтерством. Иногда встречаются заносчивые чиновники, которые строят из себя «важную птицу». Они не улыбаются, делают замечания обращающимся к ним и даже стоящим в очереди — издалека. И вот мы замечаем среди клиентов человека, который говорит чиновнику слова благодарности и признательности за помощь.
Удивленный чиновник улыбается и отвечает: «Я только выполнил свою работу».
«Нет, — говорит клиент, — Вы встали и побеспокоились специально для меня».
«Это ничего, — реагирует чиновник, — Я должен вас обслуживать! Для этого я тут сижу и за это получаю зарплату».
Другими словами, к чиновнику отнеслись как к добровольцу, и в результате он был готов позиционировать себя как обслуживающий персонал для обратившихся к нему клиентов.
Из книги «Еврейский дом»
C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти