Из цикла «Недельная глава Торы», темы: Ваехи, Недельная глава, Чтение Торы, Изучение Торы, Рав Элиягу Вугенфирер, Связь с Творцом
Глава «Вайехи» — последняя глава книги Брейшит. В субботу, при окончании публичного чтения последней главы книги, принято говорить «хазак, хазак венитхазек» — «крепись, крепись, и укрепимся». Чем вызван этот обычай?
Сказано в стихе (Йеошуа 1:7-8): «только крепись и мужайся очень, чтобы хранить и делать как вся Тора эта, которую заповедовал тебе Моше, раб мой, не отходи от нее вправо или влево, для того, чтобы была у тебя удача, куда бы ты не направился. Не отойдет Книга Торы эта, от уст твоих, и обдумывай ее днями и ночами, для того, чтобы хранить и делать, как все написанное в ней, ибо тогда будет удачным путь твой и тогда поймешь». Поясняет мидраш[i], что слова «Тора эта» применимы только к предмету, который держат в руках. Следовательно, Йеошуа держал свиток в руках. Отсюда возник обычай держать Сефер Тору за ручки, во время благословления на нее и последующего публичного чтения. А из-за того, что сказано далее в стихе «крепись и мужайся», пишет «Арух аШулхан» (п.139:15) возник обычай говорить, заканчивающему читать одну из книг Пятикнижия: «Хазак, хазак и венитхазек»[ii]
«При Хадаш», в комментарии на Шулхан арух, поясняет этот обычай, то есть, связь между словами «хазак» — «крепись», произносимых общиной, и окончанием чтения Торы, двумя способами. Либо это связанно с тем, что изучение Торы ослабляет силы человека (гмара трактат Санъэдрин 26), таким образом ему желают восстановления сил. Либо обычай вызван тем, что в другой гмаре (трактат Брахот 32) сказано: четыре вещи требуют постоянной поддержки и укрепления: изучение Торы, хорошие поступки, молитва и «дерех эрец». Изучение Торы и молитва, требует постоянного укрепления, поскольку Всевышний сказал Йеошуа (1:7): «только крепись и мужайся очень, чтобы сохранить и делать всю Тору эту», «крепись» — в Торе, «мужайся» — в хороших поступках, чтобы «сохранить» — изучая, «и делать» — совершая хорошие поступки. Из сказанного в стихе: «надейся на Всевышнего, мужайся и крепи сердце твое, и надейся на Всевышнего», гмара учит, что молитва также требует постоянного укрепления. Укрепление в «дерех эрец», следует их сказанного в стихе (пророк Шмуэль 2:10): «крепись и мужайся ради народа нашего». Раши поясняет, что здесь, под словами «дерех эрец», имеется ввиду постоянный профессиональный рост: «если ремесленник он — в своем ремесле, если торговец — в своей торговле, если воин — в своем воинском искусстве». По другим комментариям, здесь имеется ввиду заповеди, регулирующие взаимоотношения между людьми — «крепись и укрепляйся ради народа нашего». Таким образом, по второму объяснению «При Хадаш», получается, что это не пожелание восстановления сил, а наставление, крепиться и не расслабляться.
Что означает крепиться и мужаться? Говорит Раши — постоянно и изо всех сил. То есть, эти вещи требуют постоянных усилий, не расслабляясь и не ленясь — изо всех сил! Тот же, кто укрепляется, может быть уверен, что и Всевышний в свою очередь, поддержит его и не позволит отпустить себя, как это следует из нижесказанного.
Сказано в главе «Вайелех» (Дварим 31:6): «крепитесь и мужайтесь, не бойтесь и не сокрушайтесь перед ними, ибо Всевышний Господь ваш — Он идет с тобой, не даст тебе ослабеть и не покинет тебя.»
Раши комментируя говорит, что стих следует понимать: не даст тебе ослабеть, чтобы ты стал покинутым Им. Здесь Раши объяснил то, что, на первый взгляд, не ясно в стихе: что означает не даст тебе ослабеть? Ведь кажется, что «не даст тебе ослабеть», означает то же, что и «не покинет тебя»?!
Однако, на самом деле, здесь сказано следующее. Лучше пояснить это примером. Человек держит тарелку на весу, и для того, чтобы предотвратить возможность ее падения. Падение может привести к полному разбитию на маленькие осколки, и поэтому держит ее очень крепко, чтобы быть уверенным, что она ни в коем случае у него не выпадет. Также и Всевышний держит народ Израиля изо всех сил, чтобы народ ни в коем случае не был выпушен из его рук — «не расслабит руку свою», чтобы держать нас, и не даст тебе покинуть Его.
Сказано в Теилим: «не даст преткновение ноге твоей, не задремлет страж твой» — даже из-за легкой дремоты, Всевышний не скроет взгляд свой. Но при одном условии, о котором говорит вторая часть стиха. «Всевышний хранит тебя, Всевышний тень твоей правой руки» — как тень, повторяющая движения тела, так же и Всевышний, ведёт себя с тобой так, как ты с ним. («Нефеш аХаим» от имени мидраша, врата 1 гл.7).
И это то, что имеет ввиду начало стиха: крепись и мужайся» — крепко держись за Всевышнего, не расслабляйся даже в тех вещах, которые ты уже делаешь. Нужно заниматься ими со всей сил, без всякой лени, или расслабленности. И тогда можешь быть уверенным, что и он, в свою очередь, не расслабит руку свою, и не даст тебе оставить его. Мера за меру, адекватно: как ты с ним, так и он с тобой.
Сказанное здесь касается изучающих Тору всех уровней: изучающих ее, учащихся и обучающих. Но не только их. Дело в том, что законоучителя обсуждали вопрос: является ли функция раввина, функцией власти, или же, наоборот, функцией порабощения и служения своей общине? Однако, верным кажется, что присутствуют оба компонента: это такая власть, которая полностью заключается в служении обществу. Поэтому Всевышний напутствовал Йеошуа (1:6): «крепись и мужайся, ибо ты дашь в наследие народу этому, землю эту…». И поясняет «Мецудат Давид» в комментарии к этому стиху: «крепись и мужайся» — в управлении народом подобающем образом — это и есть профессиональная деятельность, «дерех эрец», упомянутая в гмаре. И хотя, здесь не сказано так, как сказано дальее, в отношении изучения Торы и совершения хороших поступков — «крепись и мужайся очень», «очень» — в превосходной степени, тем не менее, и в отношении управления людьми необходимо укрепление и мужество, и поэтому необходимо сказать всем: крепитесь, крепитесь и укрепимся.
[i] Мидраш приведён в Бейт Йосеф (п. 139:11)
[ii] Однако из Рамо и Бейт Йосефа следует, что так говорят всякий раз, заканчивающему читать Тору.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю