Из цикла «Книга для изучения Торы», темы: Везот аБраха, Недельная глава, Сотворение мира, Чудеса, Чтение Торы, Исраэль Зельман
Обратим внимание на два комментария: первый завершает книгу р. Моше Софера «Торат Моше», второй — завершает книгу его сына р. Авраама-Шмуэля-Биньямина Сойфера «Ктав Софер». Оба толкования связывают последние и первые слова Торы, читающиеся, как известно, подряд в праздник Симхат Тора, когда Чтение Свитка завершается и сразу же возобновляется.
«И не восстал (ве-ло кам ולא קם) более в Израиле пророк как Моше, которого бы знал Б-г лицом к лицу — при всех знамениях и чудесах, какие послал его Б-г совершить на земле Египта над фараоном, и над всеми его слугами, и над всей землей его, и при всей крепкой руке и при всём страхе великом, что совершил Моше перед глазами всего Израиля.
В начале создал Б-г небо и землю».
Раби Моше пишет: «Объясняется это в связи с тем, что приводится (в Мидрашах): условился (hитна התנה) Вс-вышний с “Деянием Первозданным” (с только что созданным миром): всё создаётся на том условии, что при необходимости Творение изменит свою природу (т.е., если потребуется, в мире будут происходить сверхъестественные явления).
И из-за этого написано: “При всех знамениях и чудесах… и при всей крепкой руке”, — тут, в этом отрывке в конце Торы упоминаются (так объясняются слова “знамения”, “чудеса” и “крепкая рука” — напр., см. Раши) Рассечение Моря, Десять казней египетских (т.е. сверхъестественные явления), которые “совершил Моше перед глазами всего Израиля”, и сразу после этого читается (в начале Торы, и таким образом завершение связано с началом): “В начале создал Б-г небо и землю”, т.е. в начале сотворения поставлено условие возможности сверхъестественного, упомянутого в только что прочитанном конце Свитка».
Сын раби Моше р. Авраам-Шмуэль-Биньямин пишет: «Видится мне, что так соединяется конец Торы с началом: ведь “не восстал более в Израиле пророк как Моше” — именно потому, что благодаря Моше евреи обрели веру, им открылось, что Б-г — Создатель мира (и об этом написал р. Моше бен Нахман: упоминание Исхода из Египта при изложении заповеди Шабата учит, что о сотворении мира, связанном с Субботой, мы узнали благодаря чудесам Исхода — тогда Творец изменял природу вещей, а значит — создал всё, и в Его Силах изменять это при необходимости), и всего этого удостоились благодаря Моше, и он, как начавший это (т.е. первым открывший эту истину евреям), удостоился высочайшего уровня, ибо его “знал Б-г лицом к лицу”… И об этом сказано: “И не восстал более в Израиле пророк как Моше, которого бы знал Б-г лицом к лицу — при всех знамениях и чудесах, какие послал его Б-г совершить на земле Египта”, — т.е. Моше был послан ещё до того, как возникла в евреях эта вера, и благодаря этому стало ясно всему Израилю, что “в начале создал Б-г небо и землю”, поэтому — “не восстал более” такой, как Моше, способный соединить конец Торы с её началом».
Оба завершающих комментария, казалось бы, говорят об одном: конец и начало Торы соединяются упоминанием о чудесах, связанных с Сотворением мира. Однако р. Софер-отец говорит об изначальной «запрограммированности» сверхъестественного, упоминая только условие, поставленное Творцом, а р. Софер-сын концентрируется на заслугах Моше, говоря, что чудеса Египта дали народу веру в Сотворение мира.
Можно сказать, что р. Авраам-Шмуэль-Биньямин, прекрасно знавший книги своего отца, дополняет и разъясняет краткий комментарий р. Моше. Действительно: зачем потребовалось «условие при Сотворении»? Ведь Создатель может изменять природу в любой момент по Собственной Воле и без изначальных договорённостей.
Чтобы ответить на это, в книге «Ктав Софер» отмечается: сверхъестественное понадобилось для укрепления веры в первом, главном поколении нашего народа, и поэтому изначальное условие было необходимо. Ведь, узнав, что сами чудеса — естественны, изначально заложены в план Творения, мы понимаем, что и вера, появившаяся благодаря им — не исключение из правил, не особое чудесное отличие, а — как и причина её возникновения — явление естественное, изначально входящее в систему мироздания.
Из «Книги для изучения Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти