Из цикла «История еврейского народа», темы: Христианство, Самопожертвование, Маарам из Ротенбурга, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Германия, Погромы, Кровавый навет
Крестовые походы коренным образом изменили политическое и экономическое положение евреев Германии. Евреи стали бесправными неполноценными людьми, которых, по мнению священников и черни, можно унижать, грабить, убивать. Их вытеснили из всех областей производственной и экономической деятельности, запретили заниматься сельским хозяйством, лишили земли. Ремесленники потеряли свои мастерские.
Торговые пути, открытые евреями, связи между Европой и Азией перешли в руки христианских купцов. Да и сами возможности передвижения сделались очень ограниченными. Евреи стали «рабами королевской казны», короли привыкли продавать и закрепощать евреев, передавая это право своим феодалам и крупным городам.
Разбогатевшая на евреях знать и епископы одалживали евреям награбленные деньги для мелкой торговли и денежных операций. Таким образом, евреи стали посредниками между двумя группами христианского общества, навлекая на себя ненависть низов социальной лестницы.
Все большее распространение получал однажды изобретенный «кровавый навет». Лишь в немногих местах удалось доказать его несостоятельность и злонамеренность. Кульминацией фанатизма явился IV Латернский (Вселенский) собор.
В 4996 (1236) году около немецкого городка Фульда нашли пятерых убитых детей. В убийстве обвинили евреев, якобы использующих кровь для приготовления мацы. По всем областям Германии прокатились слухи об убийцах-евреях, призывы к мести и священной войне. В течение нескольких дней поймали и убили более тридцати евреев: мужчин, женщин, детей.
Главы еврейских общин обратились к королю Фридриху П. Понимая опасность разгула черни, он назначил следственную комиссию, в которую вошли некоторые образованные священники. Комиссия подтвердила невиновность евреев и установила, что нет никакого основания обвинять евреев в использовании христианской крови.
Король запретил распространение слухов и обязал священников выступить с амвонов против подстрекателей. Даже епископы выступали с воззваниями против кровавых наветов, но, несмотря ни на что, убийства евреев продолжались. «Кровавый навет» оказался удобным предлогом для грабежей и удовлетворения постоянной жажды крови.
Когда монголы из Восточной Азии захватили Россию и Польшу и приблизились к границам Германии, стали распространяться слухи о том, что евреи помогли монголам и убедили их захватить христианские земли. Эта «глубокая» идея потеряла силу только в 5001 (1241) году, когда монголы потерпели поражение в битве при Лигнице.
После смерти Фридриха II в Германии начались внутренние войны, которые принесли новые страдания еврейскому народу. Историки, жившие в это ужасное время, рассказывают, что каждый год приносил новые жертвы. Латернское совещание (Вселенский собор 1215 г.) подтвердило дискриминацию евреев, хотя и приняло решение защищать их от погромов.
И даже когда король Рудольф Габсбургский в 5033 (1273) году начал наводить порядок и, в конце концов, добился мира, положение евреев Германии не улучшилось. И сам Рудольф, и последующие короли умело пользовались бесправием еврейского народа и с удовольствием грабили его, забывая о своих обязательствах защищать евреев.
В эти дни раби Меир (Маарам) из Ротенбурга, духовный вождь ашкеназского еврейства, последний из великих комментаторов Талмуда этого периода, покинул кровавую Германию и отправился в Эрец Исраэлъ. На итальянской границе его опознал еврей-выкрест и сообщил правителю города о бегстве знаменитого рава. Раби Меира вернули в Германию, и король Рудольф велел заточить его в крепость Энзисхэйм за попытку выехать за пределы Германии без соответствующего разрешения.
За освобождение раби Меира король потребовал с еврейских общин огромный выкуп, который был собран благодаря стараниям его ученика раби Ашера бен Ихиеля (Рош). Узник запретил передачу выкупа, он опасался (вполне справедливо), что подобные действия создадут прецедент, т. е. короли и феодалы станут в дальнейшем арестовывать видных еврейских деятелей и мудрецов и брать деньги за их освобождение.
Шесть лет провел в крепости раби Меир и умер в 5053 (1293) году. Но даже после его смерти королевские власти требовали выкуп за тело Маарама, но евреи не пошли на соглашение, так как это противоречило желанию покойного. Только через 14 лет богач Зискинд Вимфен истратил на выкуп большую часть своего состояния и похоронил останки учителя на кладбище Вормса.
В 5058 (1298) году на евреев юго-западной Германии был возведен новый навет. Евреев обвинили в краже и осквернении гостий, «святого причастия». Это привело к новым массовым погромам под командой Риндфлеша. Христианские банды прошли с мечом и огнем по 140 еврейским общинам, убив за полгода около 100 000 человек. В Нюрнберге погибли раби Мордехай бен Гилель (ученик раби Меира из Ротенбурга) и вся его семья.
Погромщики не знали отдыха и все последующие годы. И повсюду угроза насильственного крещения выдвигалась в качестве альтернативы. Лишь немногие не выдержали испытания и приняли христианство. Но потом, когда миновала опасность, почти все они вернулись к своему народу. Подавляющее большинство евреев Германии освятили Имя Всевышнего и измене предпочли смерть.
С тех времен зародилась традиция поминать всех мучеников в годовщину их смерти с занесением имен и дат жизни в специальную книгу — меморбух, хранящуюся в синагоге. Память об этих святых мучениках побуждает сердца потомков к неустанному служению Всевышнему.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю