Из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов», темы: Награда и наказание, Хафец Хаим, Мирьям Климовская, Жестокость, Рассказы
Бедная вдова с маленькими детьми жила на съемной квартире. Однажды у нее не нашлось денег заплатить за съем, и хозяин потребовал освободить квартиру. Дело было зимой, в страшный мороз, идти им было некуда, вдова и ее малыши плакали и умоляли не выбрасывать их на улицу — но хозяин был неумолим. Добрые люди, которые жалели вдову, но не имели возможности ей помочь, тоже просили хозяина пощадить этих несчастных и предоставить им жилье бесплатно хотя бы до лета. Но хозяин квартиры как будто сделался глухим — никакие мольбы не могли проникнуть сквозь прочную скорлупу равнодушия, в которую он облачился.
Увидев, что неимущие жильцы остаются в квартире, хозяин разобрал черепицу на крыше. Снег и ледяной ветер проникли в дом, и там стало так же холодно, как и под открытым небом. Обливаясь слезами, мать с детьми вынуждены были покинуть жилище и скитаться по заледеневшим улицам, пока не нашли пристанище в какой-то конуре. Эта история, как и жестокость хозяина квартиры, еще долго были на слуху у жителей города.
Великий Хафец Хаим, оказавшись свидетелем этой трагедии, был потрясен до глубины души. Он прочел вслух отрывок из Пятикнижия, где говорится, что тот, кто притесняет вдову или сироту, будет наказан смертью, и задался вопросом: что же будет с этим бессердечным человеком?
Однако наказание задерживалось: ведь Всевышний долготерпелив, и не спешит казнить злодеев, чтобы дать им возможность исправиться. Прошло десять лет, и хозяина квартиры укусила бешеная собака. Несколько недель он страдал, выл как собака, постепенно теряя человеческий облик, и, наконец, умер в страшных мучениях.
Об этом сказано в Пиркей Авот: «Не теряй надежды на возмездие» — оно в конце концов настигнет того, кому причитается. Как сказал царь Давид: «Куда скроюсь от Твоего лица?» Никакие уловки не спасут тех, кто действует против воли Всевышнего.
По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю