Из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Ваикра, Милосердие, Зелиг Плискин, Любовь к ближнему, Воровство, Рав Исраэль Салантер
ВАИКРА
И ПРИЗВАЛ [Бог] МОШЕ, И ГОВОРИЛ БОГ ЕМУ ИЗ ШАТРА СОБРАНИЯ, И СКАЗАЛ…(Ваикра, 1:1)
Талмуд (Йома) указывает, что слова«и сказал» учат, что человек не имеет права рассказывать то, что слышал от другого,пока не получит от него особое разрешение.
Вот основные законы хранения секретов:
1. Когда человек рассказывает с глазу на глаз что-то личное о делах или своей жизни, запрещено это передавать.Даже если не предупреждал, чтобы хранили втайне, нельзя сообщать об этом другим.
А если в присутствии трех или более человек, и он не требовал секретности, можно это рассказать. Но если говорил о своих проступках, запрещено это передавать, чтобы не унизить его, даже еслислушали трое или больше людей.
2. Хафец Хаим учит, что хорошая привычка — никогда не повторять без разрешения то, что вам говорили, тогда вы никогда не причините вреда.
3. Мужья и жены тоже не имеют право рассказывать друг другу то, что им передали по секрету (Пеле йоэц).
4. Если вы слышали, что кто-то сплетничает, никогда не доверяйте ему секреты. Кто не может удержаться и передает то, что один говорит о другом, безусловно, не в состоянии хранить тайны (Рабейну Йона к Мишлей).
Кто-то раскрыл однажды секрет мудрецу, а потом спросил: «Ну, понял?» «Да, — ответил мудрец, — понял. Но уже забыл» (Менорат ѓамеор).
Один мудрый человек сказал: «Еслия расскажу кому-нибудь секрет, а тот его раскроет, не его прокляну, а себя.Если я не мог удержать свой секрет, как мне ждать этого от другого?» (там же).
Рав Элияѓу Генкин, который возглавлял «Эзрат Тора» (организацию по распределению помощи нуждающимся мудрецам Торы), нес на своих плечах ответственность за многие семьи во всем мире. От его заботы зависело их повседневное существование, но при этом кроме финансового контролера он никогда не раскрывал, кому фонд помогает[1].
Совершая мицву, не делай ее за чужой счет
ГОВОРИ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ И СКАЖИ: КОГДА БУДЕТ ПРИНОСИТЬ [любой] ЧЕЛОВЕК [адам]ЖЕРТВУ БОГУ, ИЗ БЫКОВ, ОВЕЦ ИЛИ КОЗ ДОЛЖНО БЫТЬ ВАШЕ ПРИНОШЕНИЕ (Ваикра,1:2)
Раши цитирует к этому стиху мидраш, который объясняет, почему здесь сказано адам, а не более употребительное слово иш. Как первый человек — Адам — не приносил никаких жертв из украденного, потому что все принадлежало ему, так и мы не должны приносить из украденного (Ваикра раба).
Бывший ученик рава Исраэля Салантера однажды пригласил его к себе домой на шабат. Зная, что рав очень строг в ѓалахических вопросах, он описал в деталях, как внимателен ко всем частностям соблюдения и добавил, что в его доме после каждой смены блюд обсуждают Тору, изучают законы и поют субботние песни. Короче, его субботние трапезы — действительно праздничные события.
Рав Салантер сказал, что примет его приглашение, если трапеза будет короче, чем обычно.Ученик удивился, но согласился, и трапеза прошла быстро. После еды ученик спросил рава, какую ошибку он нашел в его обычном субботнем распорядке.
— Смотри, — ответил рав Салантер.Он подозвал служанку-вдову и извинился перед ней за то, что заставил сегодня работать быстрее, чем всегда.
— О, напротив, — улыбаясь,сказала служанка, — я вам очень благодарна. Обычно трапеза в пятницу заканчивается очень поздно, а я итак измучена недельной работой. А сегодня ночью, наконец,смогу отоспаться.
Когда она ушла,рав Салантер сказал хозяину, что его обычная субботняя трапеза может быть прекрасна, только если не заставляет чрезмерно уставать несчастную вдову (Тнуат амусар).
Рав Натан Цви Финкель говорил: еслидвое обсуждают Тору так громко, что мешают кому-то заниматься делами, они виновны в воровстве.
Один человек начал с ним спорить:
— Но они же исполняют заповедь,говорят о Торе!
— Брильянты — драгоценности, —ответил рав Финкель. — Но это не дает никому права бросать их другому в голову(Тнуат ѓамусар).
ОН [священник] УДАЛИТ ЗОБ [птицы] ВМЕСТЕ С ПРИЛЕЖАЩИМИ ПЕРЬЯМИ И БРОСИТ К ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ ЖЕРТВЕННИКА, ТУДА, ГДЕ ПЕПЕЛ (Ваикра, 1:16)
О всесожжении быка, который ест только то, что дает ему хозяин, сказано: «Внутренности и ноги пусть помоет водой…и сожжет на жертвеннике» (стих 13). А о птицах, которые едят краденое (летая на поля разных людей), сказано, что священник не должен сжигать их орган пищеварения на жертвеннике, а лишь бросить его, потому что в нем краденая еда (Раши,ссылаясь на Ваикра раба).
Даже самые бедные не имеют права красть, а, если не в состоянии заработать на жизнь, должны просить цдаку (подаяние), но не брать чужого без разрешения.
[1] Рав Нафтали Риф в Джуиш обзервер.
С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти