Раби Шломо бар Йосеф Ганцфрид (Кицур Шульхан Арух; 5564-5646 /1804-1886/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Родился в закарпатском городе Унгваре (Ужгороде), входившем в состав Австро-венгерской империи.
В 5572 /1812/ году, в восьмилетнем возрасте, он осиротел. Воспитывался в доме главы раввинского суда Унгвара р.Цви-Гирша Геллера (5536-5595 /1776-1835/ гг.), который обучал его Торе.
Женившись на дочери богатого коммерсанта, занимался виноторговлей. По свидетельству современников, в своем магазине он с великим усердием изучал Тору — радуясь тому, что его не слишком беспокоят клиенты, и тому, что он не перебивает заработок у других торговцев.
В 5588 /1828/ году, когда р. Шломо Ганцфриду было только двадцать два года, один из духовных лидеров поколения р. Моше Софер (Хатам Софер) писал о нем: «Выдающийся и непостижимый мудрец, …праведник, славное имя которого обретет величие» (Хатам Софер, Йорэ деа 137).
В 5594 /1834/ году, в тридцатилетнем возрасте, р. Шломо выпустил свою первую книгу Кэсет аСофер(«Письменный прибор») — собрание законов, связанных с написанием Свитка Торы, тфилин и мезузы.
«Я внимательно изучил ее от начала и до конца, — отмечал в предисловии к этой книге р. Моше Софер, — и убедился, что все законодательные нормы в ней определены безупречно! И поэтому я требую от всех своих учеников и последователей, чтобы, начиная со дня выхода этой книги и далее, ни один кандидат не получал бы удостоверение софера (переписчика священных текстов) до тех пор, пока он не изучил ее в совершенстве».
Книга Кэсет аСофер и по сей день является одним из самых авторитетных законодательных сводов в области написания еврейских священных текстов.
В 5603 /1843/ году, когда его торговое предприятие разорилось, р. Шломо принял на себя обязанности раввина: он возглавил общину городка Брезовица в округе Сараш, а затем, в 5610 /1850/ году стал главой раввинского суда в Унгваре, где родился и вырос.
Итогом его многолетней деятельности законоучителя стал составленный им кодекс Кицур Шульхан Арух («Краткий Шульхан Арух»), изданный в 5624 /1824/ году в типографии Унгвара. В этой книге он предельно сжато и просто изложил все законы, знание которых необходимо каждому еврею в его повседневной жизни. В большинстве случаев он не приводил различные точки зрения, а, стремясь к максимальной определенности, лишь указывал окончательные алахические выводы.
При установлении законодательных норм р. Шломо Ганцфрид руководствовался кодексом Шульхан Арух, а также мнениями позднейших законоучителей — в первую очередь троих из них: раби Шнеура-Залмана из Ляд (Алтер Ребе), основателя хасидского двора ХаБаД и составителя кодекса Шульхан Арух аРав («Шульхан Арух» Рава), раби Авраама Данцига, составителя кодексов Хаей Адам («Жизнь человека») и Хохмат Адам («Мудрость человека»), и раби Яакова Лобербойма из Лисы (он же автор Нетивот амишпат), написавшего краткий свод повседневных законов Дерех аХаим («Путь жизни»).
«Я следовал за большинством из этих троих великих вождей Израиля, — пояснял р. Шломо Ганцфрид в одном из писем, — и там, где мнение двоих совпадало, я отбрасывал противоречащее им мнение третьего».
В особо сложных случаях, требующих детального рассмотрения, автор Кицура, как правило, рекомендовал своим читателям обращаться к раввину.
По определению самого автора, книга Кицур Шульхан арух предназначалась для «деловых людей, которые не имеют времени углубленно изучать кодекс Шульхан Арух с сопровождающими его комментариями, а также для воспитания юношества — чтобы заповеди Б-га укоренились в сердцах».
В последующих поколениях этот кодекс стал одним из самых широко изучаемых. Книга выдержала десятки изданий, она переведена на несколько языков, в том числе, и на русский. Согласно статистике, выпущено в свет более полумиллиона экземпляров.
Р. Шломо Ганцфрид написал также книгу Апирион («Храм»), содержащую аналитический обзор Пятикнижия и аллегорий Талмуда.
Его книга Оалей Шем («Шатры Шема») посвящена изучению еврейских имен — мужских и женских.
В книге Пней Шломо («Лик Шломо») собраны его хидушим (аналитические заметки) на талмудический трактат Бава Батра.
Его исследование в области Каббалы, озаглавленное Клалим баХохмат аЭмет («Основы истинной мудрости»), до сих пор остается в рукописи.
Р. Ганцфрид был одним из руководителей организации Шомрей аДаат (Стражи веры), противостоящей натиску реформистов. Он также являлся избранным представителем, отстаивающим интересы еврейских общин перед правительством Австро-Венгрии.
Р. Шломо Ганцфрид был призван в Небесную Ешиву в субботнюю ночь, двадцать восьмого Тамуза 5646 /1886/ года.