Темы: Христианство, Иврит, Реувен Пятигорский, Качества Творца
Любопытный вопрос: в самой Торе неоднократно говорится о том, что у Б-га есть сыновья; почему тогда вы, евреи, ополчились на того, кто назвал себя Сыном Б-жьим?
Отвечаем: мы не ополчились. Просто, одно дело — имя, а другое — как говорится, факт биографии. Вот вам пример: известно, что дочь фараона, которая извлекла колыбельку с младенцем Моше из Нила и стала ему приемной матерью, выбрала себе имя Батья, что означает «дочь Всевышнего». Дочь — в том смысле, что приняла на себя веру в Творца мира. Согласно Агаде, Батья (в ашкеназской транскрипции — Бася) ушла с евреями во время их Исхода из Египта. При этом никому не приходило в голову подозревать ее в «б-жественном происхождении».
Тора действительно говорит (см. Берешит 6:2,4) о «сыновьях Б-га», бней-Аэлоким, но подразумевает при этом вполне земные создания, потомков Шета, которые брали себе в жены «дочерей человеческих», бнот-аадам, происходивших от Каина. (И Шет, и Каин — сыновья Адама). Люди, родившиеся от этих браков, довели человечество до Потопа.
Очень часто Тора словом элоим, что в принципе означает «сила», называет судей (см., например, Шмот 21:6). Поэтому бней-элоим может указывать на судей, повелителей (см., например, Теилим 82:6) или на еврейского царя (см. Шмуэль 2, 7:14, где пророк Натан передает царю Давиду от имени Всевышнего: «Я буду ему отцом, а он Мне сыном»).
Утверждать, что у Всевышнего могут быть дети, что называется, «во плоти», значит не понимать основ еврейской веры в Творца, значит упрощать идею Б-жественного, вульгаризировать ее и приземлять.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю