Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Трудно представить себе, чтобы лик Б-жий был со­крыт от людей во времена пророков

Все, что угодно, кроме…

Девять лет спустя Эстер пришла просить за свой народ, и царственно-щедрый Ахашверош, как известно, сказал ей, что она может просить все, что угодно, хоть половину царства, — все будет исполнено. Талмуд уточняет, что он сказал ей, будто она может просить все, кроме одной вещи: того, что может по­влиять на судьбу его царства. И что это было? Вос­становление Святого Храма. Не забывайте, Ахашверош не знал, что его жена — еврейка. Да и она никогда не давала ему повода думать, что Храм, давно ле­жавший в развалинах, представляет для нее некото­рый интерес. Тем не менее, проявляя щедрость, кото­рую вряд ли кто проявил, чтобы утешить жену, он счел необходимым предупредить ее. Дескать, из всех просьб существует одна, которую он не может выполнить, ибо ее исполнение нанесет непоправимый ущербего царству: Храм не должен быть восстановлен. Таким образом, становится ясно, что, хотя 42 ты­сячи евреев вернулись на родину. Святой город и Святой Храм не давали покоя всем правителям. За­метьте, что это не просто детали историографии, здесь содержится очень важная мысль. Поскольку те, кто занимались изучением Торы, не придавали боль­шого значения изучению истории, поле деятельности оказалось предоставленным тем «историкам», которые слишком часто эту историю искажали. Приведенные выше примеры по-новому освещают одну из сторон ин­тересующего нас исторического периода, и об этом ничего не сказано в современных исторических кни­гах. Так что можно с уверенностью сказать, что су­ществующий ныне взгляд на историю подобен завесе, мешающей нам увидеть все в правильном свете.

Как уже говорилось выше, Иеремия утверждал, будто должно пройти 70 лет господства Вавилона, прежде, чем Б-г вспомнит о евреях; Даниил же говорил, что 70 лет должно пройти со дня разрушения Иерусалима. Как мы уже видели, все цари этого периода со страхом ожидали окончания этого 70-летнего срока и пы­тались определить роковую для себя дату.

В следующей таблице приведены основные события данного периода, и показано, какие из них были свя­заны с окончанием 70-летнего срока, а какие — нет. (Материал взят из книги рабби Иосефа Эпштейна Оцар аигерет, которая представляет собой прекрасное со­четание алахи, агады, истории и этических рассужде­ний на тему праздника Пурим и книги Эстер.)

ГОД СОБЫТИЯ

3318 Навухаднецар вступает на трон Вави­лонской империи.

3319 Навухаднецар побеждает иудейского царя Иоакима. Иудея становится вас­сальным государством Вавилона.

3327 Навухаднецар побеждает иудейского царя Иехонию. Иудея вновь становится вассальным государством Вавилона.

3338 Навухаднецар разрушает Храм и изго­няет евреев.

3389 Бельшацар, ведший счет 70 лет от вос­хождения на престол Навухаднецара, устраивает празднество и погибает. Он считает, что «70 лет господства Вавилона» означают годы правления его династии.

3390 Кир приказывает восстановить Храм. Действительно, прошло 70 лет с на­чала первого завоевания Иудеи. Б-г вспомнил об Иерусалиме, как Он обе­щал Иеремии, но время спасения еще не настало.

3392 Ахашверош становится царем и прика­зывает прекратить восстановление Храма.

3394 Ахашверош на третьем году своего цар­ствования решает, что назначенные 70 лет уже прошли (он вел отсчет от изгнания царя Иехонии). Хотя соглас­но календарю прошло только 67 лет, Ахашверош, следуя древнему обычаю, считает неполный год царствования за полный.

3406 Ахашверош умирает, и ему наследует

Дарий, сын Эстер.

3408 Дарий приказывает вновь начать вос­становление Храма. Прошло 70 лет со дня разрушения Иерусалима.

Истолкование пророчества

На первый взгляд, столь сильные расхождения в ис­толковании таинственного 70-летнего срока могут вы­звать удивление. Разве пророк не мог объяснить точ­нее значение этих слов? Разве мудрецы не могли по­нять их значения?

Пророк понимает ровно столько, сколько Б-г хочет, чтобы он понял, и объясняет лишь то, что Б-г хочет, чтобы он объяснил. Изгнание современных евреев тоже когда-нибудь закончится — таков один из тринадцати принципов Рамбама, составляющих основу иудейской веры. Когда этот день настанет, евреи поймут истин­ное значение многих пророчеств, в которых говорит­ся об изгнании и спасении. Тогда мы поймем, насколь­ко точны были пророчества о жизни в изгнании и о том, как произойдет спасение. Но до тех пор их сло­ва останутся непонятными, туманными. Воля Б-га со­стояла в том, чтобы вручить нам раскрытую книгу ис­тории и указать в точности, как будут происходить события, ожидающие нас в будущем. Часто и сам пророк не понимает до конца значения Б-жественного слова, которое он передает своими устами.

Классический пример — пророк Иона. Его пророчест­вом было: «Ниневия будет повержена». Причем он был уверен в том, что предрекает разрушение великого города, который будет повержен подобно Содому и Го-морре. Когда же горожане раскаялись и были прощены, Иона решил, что его начнут считать лжепророком. По­лучается, что Иона не знал истинного значения свое­го пророчества. Действительно, Ниневия была повер­жена, но повержена в моральном, нравственном, рели­гиозном смысле. Слова пророчества «Ниневия будет повержена» содержали два возможных значения: если ее люди не раскаются, она будет повержена букваль­но, а если раскаются, то она, как бывшая империя зла, будет повержена духовно, но жизнь людей будет спасена.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Толдот.Ру по-немецки!

Редакция Толдот

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

Раби Яаков-Йеошуа бар Цви-Гирш Фальк (Пней Йеошуа)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...

История еврейского народа. 108: Евреи Германии в эпоху Просвещения

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха

Заповедь «Помни, что сделал тебе Амалек»

Рав Ицхак Зильбер

Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.

Раби Цви-Гирш бар Арье-Лейб Левин

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».

Раби Йозельман Иш Росхайм

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...