Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Шемая и Автальон. Гилель.

Тора в подполье

В конце правления царицы Шломит Александры Санхедрин возглавляли Шемая и Автальон. И во время войн между Гирканом и Аристобулом они были духовными вождями народа. С большим умом и тактом Шемая и Автальон примирили различные школы мудрецов, благодаря чему Тора в Израиле выдержала и период гражданских войн, и крушение государства, и разрушение Храма. В Шемае и Автальоне народ видел истинных духовных вождей. Бескомпромиссные приверженцы Торы — они сильно отличались от первосвященников, которых наместники назначали по собственному усмотрению. Талмуд рассказывает, что «однажды, на исходе Йом кипура народ сопровождал первосвященника на пути к его дому. В это время мимо проходили Шемая и Автальон. Толпа бросила первосвященника и последовала за мудрецами».

Трактат Авот доносит до нас высказывания, которые часто повторяли эти знаменитые мужи.

Шемая говорил: «Люби труд, ненавидь высокое положение и не становись известен властям».

Автальон говорил: «Мудрецы, будьте осторожны в словах, чтобы не быть осужденными на изгнание и будете высланы в место с гнилой водой; напьются ученики, идущие за вами, и умрут, и так осквернится Имя Б-жье».

Когда Помпей в 3697 году (63 год до н.э.) захватил Иерусалим и его полководец Габиний упразднил Санхедрин, мудрецы (главы Санхедрина) пользовались титулом наси только для того, чтобы освящать новомесячья и провозглашать високосные годы. С упразднением Санхедрина центром еврейской жизни стала большая ешива в Иерусалиме, которую после смерти Автальона и Шемаи возглавил Шамай.

Лев из Вавилона

Во время волнений, прокатившихся по Иудее в дни правления Ирода, учение Торы получило мощное подкрепление в лице Гилеля Вавилонского. В юности он приезжал в Иудею, чтобы учиться у Шемаи и Автальона. В тот период Гилель был очень беден, но отличался выдающимися способностями и страстным желанием учиться. Мудрецы рассказывали, что однажды он не сумел заработать денег, чтобы заплатить за вход в ешиву. Горя желанием услышать объяснения Шемаи и Автальона, Гилель спрятался на крыше ешивы возле трубы. Дело было вечером накануне шабата, пошел сильный снег. Шемая сказал Автальону: «Брат мой Автальон! Обычно в это время всегда светло, а сегодня сумрачно. Может, небо закрыто облаками?» Посмотрели они на небо и увидели на крыше около трубы человека. Поднявшись туда, они обнаружили засыпанного снегом Гилеля. Гилелю помогли спуститься, закутали его, посадили у огня. И сказали: «Этот заслуживает, чтобы из-за него нарушили шабат».

После смерти своих учителей Гилель возвратился в Вавилон и продолжал учиться там. Но, услышав о снижении уровня Торы в Эрец Исраэль, он, как Эзра в свое время, решил снова поехать туда, чтобы повлиять на народ и вернуть его на пути Торы. В то время главную иерусалимскую ешиву возглавлял Шамай — исключительный талмид хахам Это был умный человек, обладавший огромными познаниями и пользующийся большим авторитетом среди мудрецов. Однако его строгость и бескомпромиссность сдерживали столь желанное в тяжелые времена расширение круга учащихся. Ситуация требовала лидера другого типа. Им-то и стал Гилель из Вавилона.

Гилель обладал качествами, необходимыми для руководства духовной жизнью целого поколения: спокойствием и уравновешенностью, чистым восприятием мира и огромной притягательной силой, привлекавшей к нему сердца людей. В лаконичных изречениях он выражал основные принципы Торы и наставлял народ на праведный путь. И люди видели в нем опору, столь необходимую им в трудную минуту. Изречения Гилеля являлись драгоценными наставлениями для многих поколений евреев.

Когда после долгих лет отсутствия Гилель прибыл в Иудею, его имя было известно лишь немногим. Но скоро добрая молва облетела всю страну, и он был окружен заслуженным почетом. Мудрость Гилеля была признана всеми. Уважение к нему было столь глубоким, что члены семьи Бетера добровольно сложили с себя обязанности главы Санхедрина и передали Гилелю пост наси Произошло это в 3730 году (30 год до н.э.). С тех пор этот пост стал наследственным в его семье и передавался потомкам Гилеля более четырехсот пятидесяти лет. Гилель создал новую ешиву рядом с вшивой Шамая, и их ученики впоследствии назывались по имени своих великих руководителей: Бейт Шамай — школа Шамая и Бейт Гилель — школа Гилеля.

Установления Гилеля

С Шамая и Гилеля начался период танаев — мудрецов, выводящих алаху До тех пор все разногласия в толковании Торы разрешались Санхедрином Упразднение Санхедрина лишило евреев влиятельного учреждения, способного единообразно толковать закон. Между Шамаем и Гилелем почти не было разногласии. Но в последующих поколениях между мудрецами Торы умножились споры по поводу алахи и толкования Торы, которые невозможно было разрешить. И вместо того, чтобы сообщать ученикам четкие формулировки закона, мудрецы вынуждены были передавать им различные версии толкований и имена танаев, имевших разные мнения по поводу того или иного установления алахи.

Около сорока лет Гилель возглавлял ешиву и считался наси Санхедрина, хотя официально этот пост был упразднен. Ему удалось преодолеть многовековой раскол еврейского народа на адептов и противников Устной Торы. Семь принципов толкования, сформулированные им, легли в основу будущего талмудического анализа текста Писания. Гилель, по-видимому, также был первым, кто начал систематизировать и записывать Устное Учение.

Одним из известнейших установлении Гилеля является прузбол. В правление Ирода, изнурявшего народ непосильными налогами, кредиторы отказывались ссужать деньги в канун шмиты — седьмого года, который по закону Торы ликвидирует все сделанные за семилетие долги. Тем самым, оказывалась нарушенной заповедь о помощи ближнему, а экономическое положение населения становилось еще более тяжелым. Прузбол — документ, при помощи которого можно было взыскивать через суд долги даже после года шмиты, существенно облегчил положение народа.

Обладая удивительным терпением и миролюбием, Гилель смог не только обезоружить своих врагов, но и привлечь их на свою сторону. Гилель дожил до правления Архелая и умер в 3770 году (10 год н.э.) в возрасте ста двадцати лет.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?