Из цикла «Тания», темы: Разум, Раби Шнеур-Залман из Ляд, Душа, Каббала, Тания, Святость, Связь с Творцом
Вторая душа, отличающая каждого еврея, — частица безграничной сущности Б-га свыше[1]. Как сказано: «И Ты вдохнул в ноздри его душу жизни»[2], «И Ты вдохнул в меня»[3]. И как сказано в книге «Зогар»: «Тот, кто с силой выдыхает воздух, изнутри выдыхает его». Что означает: из наиболее глубокой внутренней части себя самого — ибо глубоко внутренняя частица жизненной силы[4] выходит из человека при выдыхании с силой. Так, обращаясь к сравнению, мы можем себе представить, каким образом души евреев возникли в Б-жест-венной мысли, — подобно тому, как сказано: «Мой сын первородный, Израиль»[5], «Сыны вы Всевышнему, вашему Б-гу»[6]. То есть так же, как сын происходит от мозга отца, так, [все еще пользуясь сравнением], душа каждого еврея возникла в Его мысли и мудрости, благословен Он, а «Он мудр, но непостижимой мудростью[7], но Он и Его мудрость едины». И, как пишет Рамбам*, «Он — Знание и Он — Знающий и т. д.»[8].
* Примечание.
С ним согласны и мудрецы Кабалы, как говорится об этом в книге «Пардес» раби Моше Кордоверо. А также, согласно Кабале раби Ицхака Лурии, это верно, если говорить о ступени, на которой свет Эйн Софа[9] после прохождения многочисленных стадий самоограничения облекается в сосуды рациональных категорий Хабад[10] в мире Ацилут[11], но не выше мира Ацилут. И, как сказано в другом месте, Эйн Соф бесконечно выше сути и категории Хабад, которая по отношению к Нему является как бы физическим действием, что выражено в словах псалма: «Ты все мудростью сделал»[12].
И полностью это постичь человек не в состоянии[13]и т. д., как написано: «Разве может Б-га найти испытатель?»[14], а также: «Ибо мысли Мои — не ваши мысли»[15] и т. д.
И хотя существует бесчисленное множество видов и уровней душ, одна выше другой, например, великие души праотцев и Моше, нашего учителя, несравненно выше душ нашего поколения, которое живет в период, предшествующий приходу Машиаха[16], так что по сравнению с первыми они подобны пятам ног в сравнении с головой и мозгом; и подобным образом в каждом поколении есть главы еврейского народа, души которых представляют собой голову и мозг по отношению к массе народа и людям, несведущим в Торе; и таким же образом души относятся к душам, ведь каждая душа заключает в себе ступени нефеш, руах и нешама[17] — все корни всех ступеней нефеш, руах и нешама, начиная с вершины всех ступеней и до самой нижней ступени душ, облеченных в теле несведущих в Торе и самых незначительных людей, как бы происходят от верхнего интеллекта[18], то есть высшей мудрости.
Можно это сравнить с происхождением сына от мозга отца. Даже ногти его ног образовались из той же капли семени вследствие девятимесячного пребывания ее в материнской утробе и поступенного спуска вниз, от ступени к ступени, изменения и образования из нее ногтей. И несмотря на это, она все еще тесно связана и едина удивительным и неразрывным единством со своей исходной сутью и сущностью, которой она обладала, когда была каплей мозга отца. Но и теперь, в сыне, ногти получают питание и жизненную силу от мозга, находящегося в голове. Как сказано в Гмаре (Нида, там же): «Белок, из которого образуются кровеносные сосуды, кости и ногти»[19] (и в книге «Эц хаим», «Шаар гахашмаль», при обсуждении тайны облачений Адама в Ган Эдене сказано, что облачением его были ногти[20], образованные от мозга Твуна[21]).
С помощью подобного сравнения можно себе отчасти представить, как от корня всех нефеш, руах и нешама всех душ евреев, взятых в целом, который находится наверху и спускается вниз, от ступени к ступени, через поступенное нисхождение миров Абиа[22] от Его Б-жественной мудрости, благословен Он, и в соответствии с выражением «Ты все мудростью сделал»[23], образовались нефеш, руах и нешама людей, несведущих в Торе и самых незначительных. Но и теперь они все еще тесно связаны и едины удивительным и неразрывным единством со своей исходной сутью и сущностью — проистечением высшей мудрости. Ибо нефеш, руах и нешама несведущих в Торе людей получают питание и жизненную силу[24] от нефеш, руах и нешама праведных и мудрых глав народа своего поколения.
В связи с этим становится понятным, в каком смысле наши мудрецы утверждают, что в словах «И быть приверженным Ему»[25] приверженность ученым Торы связана с приверженностью самой Шхине[26]. Через приверженность ученым Торы нефеш, руах и нешама людей, несведущих в Торе, вступают в тесную связь и единение со своей исходной сутью и корнем в высшей мудрости, а «Он и Его мудрость едины»[27] и «Он — Знание и т. д.». (А грешники и восстающие против ученых Торы питают свои нефеш, руах и нешама от «задней стороны»[28] — нефеш, руах и нешама ученых Торы.)
Что касается упоминания в книгах «Зогар» и «Зогар хадаш»[29] — о том, что человеку важнее всего освятить себя в момент брачного единения, чего не соблюдают несведущие и т. д., здесь имеется в виду, что нет такой нефеш, руах и нешама, которая не обладала бы одеянием, происходящим от сущности отца и матери[30]. Все заповеди человек исполняет под влиянием этого одеяния и т. д. и даже мера изобилия, даруемая ему небом, — все ему дается посредством этого одеяния. И если человек освящает себя в момент брачного единения, он сообщает святое одеяние душе своего сына. Даже когда речь идет об очень высокой душе, ей также необходимо освящение отца и т. д. Но что касается самой души — может иногда человек, обладающий бесконечно высокой душой, быть сыном человека презренного и низкого и т. д., как пишет об этом раби Ицхак Лурня, благословенной памяти, в своей книге «Ликутей Тора», в главе «Ваера», и в «Таамей мицвот», в главе «Брейшит».
[1] Ийов, 31:2. Ср. также Тегилим 16, 5 и 75, 5; Ирмеягу, 10:6.
[2] Берейшис 2, 7.
[3] Утренние молитвы. Брахот, 60b.
[4] Подобно тому как в цитате из книги Зогар глагол напах говорит о выдыхании глубоко внутренней частицы жизненной силы, вдохновение души в человека (выраженное в Торе тем же глаголом) говорит о происхождении души от самой сущности Б-га.
[5] Шмойс 4, 22.
[6] Дварим, 14:1.
[7] Тикуней Зогар, 126.
[8] В Б-ге нет деления на субъект и объект. И если источник души в мудрости, он и в сущности Б-га (он и Его мудрость едины).
[9] Эманация от сущности Б-га, называемой Эйн Соф (Бесконечный).
[10] См. гл. 3.
[11] Мир Ацилут — последний из эмалированных миров, источник миров сотворенных. Только на этой ступени можно говорить об атрибутах Б-га и о их единстве с Его сущностью.
[12] Тегилим 104, 24.
[13] Законы основ Торы, 2:10.
[14] Ийов, 11:7.
[15] Йешаягу, 55:8.
[16] Приход Мессии.
[17] Ср. Зогар, часть 1, стр. 206а; часть 2, стр. 141b и т. д., а также Йешаягу Гурвиц, Шней лухот габрит, 1:96. Степени души, соответствующие действию, эмоциям и мысли.
[18] Несмотря на огромные различия в духовном уровне людей, поколений и представителей разных частей народа, душа любого еврея, даже, казалось бы, совершенно отдалившегося от Б-га, связана своим происхождением и своей неизменной сущностью с высшей мудростью Б-га.
[19] Нида, 31а.
[20] Здесь также говорится о связи ногтей, то есть самой «примитивной» части тела в том смысле, что она лишена ощущения, с источником — мозгом.
[21] Твуна — часть интеллекта, наиболее близкая к внешнему проявлению, но еще не раскрытая.
[22] Абиа — аббревиатура названий четырых миров: Ацилут — Б-жественный, эмалированный мир, ближайший источник творения; Бриа — преобладание» добра; Йецира — добро и зло в равной мере; Асия — преобладание зла. Последние три мира — миры сотворенные.
[23] Тегилим 104, 24.
[24] Подобно примеру о формировании ногтей эмбриона, даже самая примитивная часть народа через ученых Торы связана непосредственно с высшей мудростью.
[25] Дварим, 30:20.
[26] Ктубот, 111b. Шхина — Б-жественное Присутствие в мире. Последняя ступень Эманации, имеющая отношение к сотворенным мирам и в них облекающаяся.
[27] И потому единение с Его мудростью означает единение с Ним Самим.
[28] Ср. гл. 22.
[29] Ср. Зогар, часть 2, стр. 204б и далее.
[30] То, что от родителей передается душе ребенка, становится одеянием его души — внешней частью ее, через которую она проявляется и действует.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю