Из цикла «Не вари козленка в молоке его матери», темы: Мясное и молочное, Кашрут, Лейб Нахман Злотник
В Талмуде приводится закон о том, что запрещено в одной трапезе есть мясное и молочное. Существует несколько вариантов объяснить данное постановление мудрецов. Свод Законов — Шулхан Арух — приводит два из них. Либо, поскольку между зубов остаются кусочки мяса, то когда едят молочное сразу после мяса, существует опасность съесть молочное вместе с этими кусочками мяса. Либо, поскольку мясо является «тяжёлым» видом пищи и перерабатывается организмом не сразу, вкус его остаётся некоторое время во рту и смешивается с молоком, которое едят сразу после мясного. Через шесть часов мясо, оставшееся между зубов, перестаёт считаться мясом, а то, что попало в желудок, успевает перевариться. Поэтому, согласно обоим объяснениям, по прошествии шести часов после того, как ели мясное блюдо, разрешено есть молочное.
В случае, когда не жевали мясо и не глотали его, а просто попробовали, чтобы оценить вкус, решить, достаточно ли в нём соли и специй, нет необходимости выжидать шесть часов. Достаточно после этого съесть какой-либо продукт парве, кроме муки, фиников и зелени, прополоскать полость рта или выпить напиток парве, вымыть руки и после этого разрешено сразу есть молочное.
Если после того, как прошло шесть часов с того времени, как ели мясо, обнаружили остатки мяса между зубов, обязаны вычистить эти остатки, съесть продукт парве, выпить напиток парве (либо сполоснуть рот), и только после этого разрешено есть молочное.
После того, как ели продукт парве, который готовили с мясом, даже если мяса как такового не ели, необходимо выждать шесть часов перед тем, как есть молочное или продукт парве, который был приготовлен с молоком. Если продукт парве был сварен в чистой «мясной» кастрюле, то разрешено есть молочное сразу после него. После того, как ели мясо, разрешено есть продукт парве, сваренный в чистой «молочной» кастрюле. Даже когда речь идёт об остром продукте парве (законы которого строже, чем обычного, как это будет рассказано ниже), сваренном в «мясной» кастрюле, разрешено сразу после него есть молочное. После того, как ели мясо и собираются есть острый продукт парве, приготовленный в молочной кастрюле или который резали «молочным» ножом, согласно некоторым мнениям, следует выждать шесть часов. Другие раввины считают, что и в этом случае разрешено есть сразу.
Даже по прошествии шести часов после того, как ели мясо, необходимо выполнить два условия для того, чтобы было разрешено есть молочное. Первое условие — произнести благодарственную молитву после мясной трапезы. Второе — убрать все блюда, которые находились на столе во время мясной трапезы и заново накрыть стол для молочной трапезы.
В некоторых общинах существует обычай — ждать между мясным и молочным только час. Есть общины, где ждут три часа.
После приёма таблеток, порошков и витаминов, в состав которых входит печень или другие мясные добавки, разрешено есть молочное сразу. Больные, которым необходимо пить молоко или молочное, могут сократить промежуток выжидания до трёх часов или до часа, но необходимо, чтобы и они предварительно прочитали благословение на съеденную мясную пищу и накрыли заново стол для молочного, съели и выпили продукт парве. На рожениц, беременных и кормящих женщин также распространяются разные послабления, но в каждом конкретном случае необходимо выяснить у раввина, как следует поступать.
Для тех, у кого есть пломбы, коронки или вставные зубы, нет особенных законов. Им следует поступать согласно вышеизложенным правилам.
Детям до трёх лет разрешено давать молочное сразу после того, как они съели мясное, но предварительно позаботившись о том, чтобы у них во рту не оставалось мяса. С трёх лет принято приучать детей к тому, чтобы делать перерыв между мясным и молочным. Существуют разные обычаи: некоторые до шести лет выжидают час, а затем, как и у взрослых, шесть часов. В случае, когда выжидание шести часов вызывает неудобство в распорядке дня ребёнка, разрешено по мере необходимости сокращать время выжидания. С возраста бар — или бат-мицвы выжидают шесть часов.
Согласно букве закона разрешено есть мясное сразу после того, как ели молочное. Необходимо только съесть немного продукта парве и выпить воды или другой напиток парве и помыть руки, чтобы они не были запачканы молочным продуктом. После того, как пили молоко или молочный напиток, достаточно сполоснуть полость рта или выпить напиток парве. В некоторых семьях принято после того, как ели молочное, произнести необходимое благословение после еды и выждать полчаса перед тем, как есть мясное.
Существуют некоторые сорта твёрдого сыра, после принятия в пищу которых, перед тем, как есть мясо, необходимо подождать столько времени, сколько выжидают, когда собираются есть молочное после мясного. О каждом конкретном виде твёрдого сыра необходимо проконсультироваться у раввина, сколько времени необходимо выждать перед тем, как есть мясное.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю