Семисвечник — Менора — золотой храмовый семисвечный светильник, который использовался во время ритуальной службы в еврейском Храме (слово «менора» — на иврите «светильник»). Семисвечник состоял из центрального светильника и отходящих от него шести симметричных «ветвей»: три с одной стороны и три — с другой. Первая золотая Менора была создана во время странствий евреев по пустыне по слову Вс-вышнего (Шмот, 25:9). После еврейского завоевания Земли Израиля и, чуть позже, возведения Храма в Иерусалиме, семисвечник был помещен во внутренние покои Храма, перед входом в Святая Святых. Где находится оригинальная Менора сегодня — точно не известно, однако, согласно мидрашу, еще до разрушения Первого Храма Менора была скрыта в тайниках в Храмовой горе (см. ниже). На протяжении веков семисвечник-менора служил одним из главных еврейских символов. При создании государства Израиль именно изображение семисвечного светильника было помещено на герб страны.
Оглавление
История семисвечника — Меноры [↑]
Согласно книге Шмот (Исход), золотой Семисвечник, используемый для Храмовой службы — Менора — был создан во время строительства Переносного Храма — Мишкана (он же Скиния Завета). Это происходило на первый год странствий по пустыне. Менора стояла в Мишкане, и первосвященник-Аарон, каждый день перед наступлением темноты, зажигал лампады светильника. Утром же лампады очищались и подготавливались для следующего зажигания.
После прихода евреев в Землю Израиля, Менора стояла в Мишкане в Шило. Когда царь Соломон (Шломо) возвел Первый Иерусалимский Храм, Менора была помещена туда, вместе со всей священной утварью. Во Втором Храме также стоял семисвечник.
Как указывается в Книге Царей(Млахим I, 7:29), в Первом Храме — Храме царя Шломо — было еще девять менор из чистого золота.
В мидрашах рассказывается, что еще во времена царя Йеошияу — незадолго до разрушения Первого Храма — Менора была зарыта вместе с Ковчегом Завета в тайниках в недрах Храмовой горы. Некоторые считают, что Менора была возвращена в Храм вернувшимися из Вавилонского плена. Однако, по другой версии, во Втором Храме стояла уже другая Менора.
Тем не менее, и во втором Храме тоже стояла Менора-семисвечник. Стояла до тех пор, пока не была украдена греко-сирийцами после завоевания ими Иерусалима.
Когда Маккавеи (Хасмонеи) освободили и очистили Храм (см. историю праздника Ханука), они сделали новую Менору из железа, а лампады припаяли оловом. Впоследствии для Харма сделали серебряную, а затем — и золотую Менору.
В Мишне(трактат Хагига, 3:8) говорится о том, что во Втором Храме было две или три меноры.
После разрушения Второго Храма, Менора была доставлена в Рим и пронесена в триумфальном шествии, запечатленном на известной «Арке Тита» (интересно, что именно изображение на «Арке Тита» послужило прообразом для семисвечника, нарисованного для герба государства Израиль).
Вместе с другими трофеями храмовый семисвечник был помещен в Форуме Веспассиана (т.н. «Храме Мира»), возведенном в честь победы в Иудейской войне.
По прошествии веков все сосуды Храма, включая Менору, были утрачены.
Как выглядела Менора и как она была изготовлена? [↑]
Приведем описание Меноры из книги Шмот ( Шмот, 25:31-40).
Там указано, что Б-г велит пророку Моше (Моисею) сделать семисвечник: «И сделай светильник из чистого золота; чеканной работы будет сделан светильник, его (опорная) нога и его ствол; его венчики, его завязи и его цветы из него будут. И шесть ветвей выходят из его боков: три ветви светильника с одной стороны и три ветви светильника с другой стороны».
Далее описываются уникальные элементы, которыми была украшена Менора: «…Три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок; и три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок: так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на (самом) светильнике четыре венчика миндальных, его завязи и его цветы. И завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него; у шести ветвей, выходящих из светильника. Их завязи и их черенки из него будут; весь чеканной работы, цельный, чистого золота».
В следующих предложениях — указание о лампадах Меноры и вспомогательных инструментах для зажигания: «И сделай его лампад семь; и зажжет его лампады, и свет направит к его лицевой стороне. И его щипцы, и его лотки из чистого золота. Из таланта чистого золота должно сделать его со всеми этими принадлежностями. Смотри и сделай по их образцу, какой тебе показан на горе».
Таким образом, свет шести боковых лампад был направлен в сторону центра.
Раши объясняет, что указанная в Торе «чеканная работа» — это не изготовление отдельных частей, которые потом соединяют вместе. Светильник должен был быть изготовлен из одного слитка золота, который мастер чеканит молотком и режет специальным инструментом, отделяя ветви в одну и в другую сторону. Поскольку Моше видел в этом трудность, Вс-вышний приказал ему бросить в огонь талант (определенную меру) золота, и Менора возникла сама по себе.
Центральная лампада Меноры (согласно другим мнениям — крайняя лампада с южной стороны) чудесным образом горела постоянно. Поэтому она называлась «нер тамид» — «постоянный светильник» или «постоянная свеча». Пламя других лампад зажигали каждый вечер.
Запрет изготовления светильника, подобного Храмовой Меноре [↑]
Запрещено изготавливать светильник, подобный Меноре — с семью лампадами, даже если он делается из другого металла. Для синагог, например, изготавливают светильники с другим количеством лампад — большим или меньшим. Есть мнение, что из-за этого запрета в Хануку зажигают светильник с восьмью, а не семью свечами — Ханукию.
Символическое значение Меноры [↑]
Символический смысл Меноры чрезвычайно глубок. Приведем лишь некоторые из объяснений.
Менора в Храме напоминала о духовном свете, который исходил из Храма и освещал весь мир. Поэтому шесть боковых ветвей Меноры соответствовали шести «сторонам» мира: верху и низу, северу, югу, востоку и западу, а посередине — Земля Израиля — Эрец Исраэль.
Семь ветвей Меноры символизируют семь дней творения, а также соответствуют семи дням недели. Из описания Торы ясно, что основной ветвью является именно центральная — ствол, от которого отходят три пары ветвей. Так же и суббота — стоит как бы отдельно, обособленно, она — цель всего мироздания, а шесть предшествующих дней — будничный мир, не что иное, как средство достичь этой цели. Суббота олицетворяет будущий мир, мир вознаграждения и блаженства, которое достигается, когда душа приобщается к своему Б-жественному Источнику. А мир нынешний, предшествующий миру грядущему, — испытательный полигон и место человеческого труда, где «зарабатывается» уготованное человеку благо.