Ифтах (Иеффай) — глава еврейского народа (судья) в 2781-2787 годах (980-974 гг. до н.э.). Происходил из колена Менаше. Талантливый полководец, Ифтах одержал победу над народом Амона, которые теснили Израиль в течении восемнадцати лет. Один из самых известных эпизодов всего ТаНаХа — это т.н. «обет Ифтаха»: отправляясь на войну, Ифтах допустил роковую ошибку — он дал обещание посвятить Б-гу в случае победы того, кто первый выйдет из его дома ему навстречу. Первой вышла его единственная дочь. Но, вместо того, чтобы найти возможность отменить обет, Ифтах привел его в исполнение. За это он был наказан тяжелой болезнью. Жизнь Ифтаха описана в Книге Судей (Шофтим), которая относится к разделу ТаНаХа Невиим (Пророки).
Оглавление
Изгнание Ифтаха [↑]
Ифтах родился и вырос в области Гилад, что на восточном берегу реки Иордан — в этой части Земли Израиля получили наделы колена Реувена, Гада и половина колена Менаше. Как раз к последней и принадлежал Ифтах. Он был сыном наложницы — женщины из другого колена: поскольку браки между разными коленами были нежелательны, мать Ифтаха не могла быть «полноправной» женой (в Книге Судей она называется блудницей, но, по мнению очень многих комментаторов, не следует понимать это буквально). Несмотря на то, что дети такой женщины, согласно еврейскому закону, имеют такие же права, как и все остальные, после смерти отца сводные братья прогнали Ифтаха и лишили его наследства.
Ифтах, хотя был человеком большой физической силы, «героем ратным» (Шофтим, 11:1), не стал вступать в спор и удалился за пределы Эрец Исраэль, в «землю Тов» (по мнению мудрецов, эта земля получила свое название от слова «хороший» — на ивр. «тов», из-за хорошего поступка Ифтаха).
Здесь Ифтах собрал вокруг себя «праздных», т.е. не нашедших себе занятия, людей, обучил их военному делу и создал своего рода армию (подробнее об этом см. на сайте в аудиоуроке по Книге Шофтим).
Война с сынами Амона [↑]
В Книге Шофтим (Шофтим, 10-11) рассказывается, что после смерти судьи Яира (2764 г. / 997 г. до н.э.) евреи оставили служение Б-гу и начали поклоняться идолам, уподобляясь окружающим народам. За это Вс-вышний «отдал их в руки плиштим (филистимлян) и сынов Амона». Амонитяне восемнадцать лет воевали с Израилем и сначала подчинили себе Заиорданье, а затем перешли Иордан и стали угрожать коленам Иеуды, Биньямина и Эфраима, жившим на западном берегу Иордана.
Тогда евреи раскаялись и вернулись к Б-гу, и в награду за это угроза завоевания всей Земли Израиля была отведена. Как объясняет Мальбим, «от Г-спода исходило то, что сыны Амона, уже переправившиеся через Иордан …, повернули назад и станом расположились в Гиладе» (комм. к Шофтим, 10:17).
Перед народом и предводителями Гилада остро встала проблема: необходимо было найти человека, который возглавил бы войну. Тогда вспомнили про Ифтаха и послали к нему старейшин. Ифтах принял их предложение при условии, что он будет возглавлять народ и в мирное время.
Став главой заиорданской половины колена Менаше, Ифтах начал вести переговоры с амонитянами, доказывая, что территории, на которые они претендуют, являются частью Эрец Исраэль (Шофтим, 11:12-27). Царь Амона не согласился с этим, и Ифтах пошел на него войной, в которой одержал блестящую победу.
После этой победы Ифтах стал главой всех сынов Йосефа — а это колена Эфраима и Менаше — а также судьей всего еврейского народа.
Обет Ифтаха [↑]
Перед войной с Амоном, Ифтах дал обет Б-гу: «Если отдашь Ты сынов Амона мне в руки, и будет: вышедшее из дверей моего дома навстречу мне при моем возвращении с миром …, будет Г-споду, и вознесу то во всесожжение» (Шофтим, 11:30-31).
Давать обеты вообще — вещь крайне нежелательная (см., например, законы клятв и обетов в кн. Кицур Шульхан Арух). Тем более, в такой неопределенной форме — ведь выйти из дома мог кто угодно, в том числе, и некошерное животное, непригодное для жертвы. Дав такой обет, Ифтах сделал большую ошибку, и в наказание за это Вс-вышний устроил так, что встретить победителя вышла его единственная дочь!
Но и в этом случае оставалась возможность не выполнить обещание. Хотя законы отмены обетов очень сложны, в поколении Ифтаха был мудрец, способный решить эту проблему. Это был первосвященник Пинхас, сын Элазара и внук Аарона. Однако, гордость не позволила Ифтаху пойти к нему. Пинхас же, со своей стороны, решил, что, если кому-то требуется помощь первосвященника, он должен прийти к нему сам.
В результате Ифтах выполнил свой обет.
Среди мудрецов есть расхождения по поводу того, каким именно образом был исполнен обет Ифтаха. Часть мудрецов считает, что дочь Ифтаха была посвящена Б-гу — она осталась незамужней и прожила всю жизнь в уединении. По мнению других мудрецов, она была в прямом смысле принесена в жертву (см. на эту тему комм. Мальбима к Шофтим, 11:39, а такжематериалы сайта). Следует заметить, что человеческие жертвы в иудаизме не приносятся — убийство является строжайшим запретом по Торе. Поэтому большинство мудрецов осуждают поступок Ифтаха. И даже те, кто принимает первые мнение — дочь Ифтаха осталась жить в уединении и не вышла замуж — как правило, согласны с тем, что лучше было отменить обет.
Ифтах получил за это страшное наказание. Он был поражен проказой, в результате которой от его тела отваливались куски, которые хоронили в том месте, где он в тот момент находился. Поэтому сказано: «…и был погребен в городах Гилада» (Шофтим, 12:7). Пинхас также был наказан: его покинула Шхина (Б-жественное присутствие). (См. ком. Раши к Шофтим, 11:39).
Ифтах и колено Эфраима [↑]
Колено Эфраима считалось главным в доме Йосефа — как сообщается в Пятикнижии, праотец Яаков, благословляя своих внуков, сыновей Йосефа, «поставил Эфраима перед Менаше» (Берешит, 48:20).
После победы над Амоном, Ифтах стал во главе колен Йосефа. Однако, сыны Эфраима обвинили его в том, что он не предложил им участвовать в войне и оставил не у дел. Собрав войско, сыны Эфраима перешли на восточный берег Иордана, в Гилад. Ифтах предпринял попытку решить конфликт мирным путем, но его аргументы были отвергнуты, и началась война. В результате отряды Эфраима были разбиты.
Описывается в книге Шофтим: когда бежавшие из Эфраима пытались переправиться через Иордан обратно, их задерживали люди Ифтаха и просили произнести слово «шиболет». Нечеткое произношение («сиболет») было признаком принадлежности к колену Эфраима, и их убивали. Это слово, обозначающее стремнину, глубокое течение реки. Но, помимо этого, слово намекало на историю разгадки Йосефом сна фараона о семи тощих и семи тучных колосьях — «шиболим» (см. Берешит, гл.41). Люди Ифтаха как бы говорили эфрамитянам: вы считаете себя главными в доме Йосефа и не можете правильно произнести это слово?
Итогом братоубийственной войны стала гибель 42 тысяч людей из колена Эфраима. По мнению некоторых комментаторов, именно то, что, хотя и будучи формально прав, Ифтах пролил столько крови, было причиной того, что ни ему, ни его современникам не открылась возможность расторжения обета, данного им в отношении дочери.