Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Душа человека — как пламя свечи: иногда горит ярко, иногда гаснет»Бешт
Тема

Ашдод

Ашдод — крупный город на Юге Израиля, на побережье Средиземного моря. Современный Ашдод, населенный почти исключительно евреями, был основан в 1956 г. в нескольких километрах от древнего города, который в разные периоды захватывался филистимлянами, византийцами, крестоносцами и арабами. Ашдод славится своим портом, а также известен как курорт. На сегодняшний день население города насчитывает почти 220 000 чел. Большой процент среди них — русскоязычные, выходцы из бывшего СССР.

Оглавление

История древнего Ашдода [↑]

Долгое время название «Ашдод» для евреев было синонимом филистимлян. В книге Йеошуа (13:3) Ашдод упоминается в числе неотвоеванных евреями городов. В книге Шмуэля I (6:17) об Ашдоде говорится в числе прочих главных филистимских городов: Ашдод, Аза (или Газа), Ашкелон, Гат, Экрон.

Диврей Аямим II (26:6) рассказывает о том, что этот город был завоеван иудейским царем Уззияу: «И он вышел, и сразился с пелиштимлянами, и разрушил стену Гата, и стену Йавнэ, и стену Ашдода; и построил города в (области) Ашдода и у пелиштимлян», но вскоре город захватила Ассирия.

Пророк Амос описывает Αшдод как представителя всех остальных филистимских городов (Амос, 3:9).

Здесь был помещен Ковчег Завета, захваченный филистимлянами в войне при Афеке (Шмуэль, 1:5): «А Пелиштимляне взяли ковчег Б-жий и перенесли его из Эвен-Аэйзэра в Ашдод. И взяли Пелиштимляне ковчег Б-жий, и внесли его в капище Дагона, и поставили его возле Дагона».

И тут случилось чудо: статуя языческого божества Дагона упала перед захваченным Ковчегом!

В эпоху Нехемьи «ашдодцами» называли всех филистимлян (Нехемья 4:1), и на ашдодском диалекте говорили молодые евреи того времени (Нехемья 13: 23-24).

Йеуда Маккавей разрушил и сжег капище Дагона и предместья Ашдода, но захватить город удалось только Йоханану Гиркану, и до разрушения Второго Храма Ашдод оставался Иудейским.

Археологическими раскопками обнаружены 22 слоя, указывающие на почти непрерывное заселение города с XVII в. до н.э. и до конца византийского периода, во время которого в Ашдоде еще существовала еврейская община.

После арабского вторжения в VII веке н.э. город пришел в окончательное запустение.

В эпоху крестовых походов окрестности Ашдода часто служили местом сражений крестоносцев и мусульманских войск, вторгавшихся из Египта.

Современный Ашдод [↑]

Современный Ашдод был основан в 1956 году на песчаных холмах, недалеко от древнего города. Рядом с портом расположена большая промышленная зона, там построены две крупные электростанции, крупные и средние фабрики и заводы.

Ашдод находится всего в 24-х километрах от Газы и постоянно обстреливается ракетами Хамаса, но жители города мужественно продолжают вести свой обычный образ жизни, невзирая на обстрелы.

Любителям древностей интересно было бы посетить развалины крепости «Каллат эль-Мина» (крепость-порт, морская крепость), построенной в период правления арабов. К северо-востоку от въезда в Ашдод находится природный заповедник с самой большой в стране рощей белой акации. Среди пляжей, протянувшихся на много километров, есть и раздельный пляж, очень популярный и ухоженный (понедельник, среда, пятница —мужское время, воскресенье, вторник и четверг — женское)

Сейчас Ашдод — один из самых еврейских и самых русскоговорящих городов Израиля. В 50-х и 60-х годах город заселяли в основном евреи-репатрианты из арабских стран, в 70-х годах сюда прибыли грузинские евреи, а в 90-х — репатрианты из всех стран СНГ и Эфиопии. В последнее время в Ашдоде увеличивается процент ортодоксальных евреев.

Тора в Ашдоде [↑]

Ашдод, вслед а Иерусалимом и Бней-Браком, — один из трех крупных городов Израиле с большим количеством религиозных жителей. Здесь есть целые районы, населённые исключительно религиозными евреями, как сефардами, так и ашкеназами. Особенно много в Ашдоде (как и в Араде) гурских хасидов.

В связи с тем, что большая часть населения Ашдода говорит по-русски, много раз и в разных местах были попытки создания русскоязычных религиозных общин.

Одна из них — это замечательная еврейская община «Дор Ревии», основанная в 2000 году по инициативе рава Элияу Эсасса, известного московского отказника 70-х годов, и братьев Йосефа и Мордехая Скляров. В общинном центре проходят еженедельные уроки, хевруты и шаббатоны с русскоязычными раввинами.

Сейчас Толдот Йешурун пытается построить новую общину русскоязычных евреев в Ашдоде под руководством р. Боруха Шейнина. Все началось с того, что в апреле 2017 года открылся колель, и с тех пор община начала набирать обороты. Был проведен грандиозный «Шабат аГадоль» с р. Авраамом Куперманом и р. Хавой Куперман. Появились еженедельные уроки для женщин, которые ведет р. Эстер Оффенгенден. Развивается программа для семейных пар под руководством р. Арье Аминова. В общине проводятся праздничные программы и субботние семинары.

По поводу уроков Торы в Ашдоде как для мужчин, так и для женщин, можно узнать по адресу ashdod@toldot.ru или по телефону 05-0-41-90-303.

Выводить материалы

Зачем нужен Интернет?

Рав Ариэль Левин

Кто даёт уроки Торы в моём городе?

Глаз Солнца в Ашдоде

Михаил Винарский

Скульптура диаметром 15-18 метров создана скульптором Моти Мизрахи и архитектором Дани Горовицем. Система подсветки расцвечивает «Глаз Солнца» то в мерцающий лазоревый цвет, то в нежно-розовый, то багряно-пурпурный, имитируя солнечный свет. Это первый в Израиле проект такого уровня в области так называемого кинетического искусства, которое основывается на представлении о том, что с помощью света и движения можно создать произведение искусства.

Закат на пляже Ашдода

Игорь Вайзнер

В 2011 году по данным Министерства окружающей среды Израиля пляж Мей Ами был признан лучшим пляжем Ашдода. Общая протяженность пляжа составляет 147 метров, и это 147 метров великолепного песчаного берега у довольно протяженной отмели.

01.03.18 — Толдот Йешурун в Ашдоде: «Восточная сказка» — Пуримский пир

Редакция Толдот