Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Каких только развалин наша земля не хранит… В паре километров южнее ашдодской марины, про которую я уже писал, развалины крепости «Каллат эль-Мина» (крепость-порт, морская крепость), построенной в период правления арабов на Святой земле (640 — 1099 европейского календаря).Так говорят, хотя точно сказать трудно…
Обратите внимание, крепость построена из очень мягких пород камня, спрессованных временем и морем ракушек, — я такого никогда в жизни не видел:
Где-нибудь в Европе или тем более в Америке из такой крепости сделали бы туристическую «конфетку», а тут — проломанный забор, следы пьяных гулянок, туземцы-молодожены, которые с раннего утра снимаются в романтической обстановке… Туристов нет вообще. Все серое: вороны, песок, камни, лишь цветная мелькнула ящерица:
Что еще меня поразило — метрах в трехстах южнее крепости и из песка торчало продолжение той же кладки, и местами были рассыпаны куски битой керамики… (В здании, где находится офис Толдот Йешурун, сидит также израильское Управление Древностями, я показал обломки одному археологу — говорит, тысяча лет минимум….спросил лениво, где я их нашел, констатировал, что там никто не искал…) Видимо, южнее крепости продолжался город, но эти дюны никто не копал, они никому не нужны.
Такое отношение, в принципе, понятно. С одной стороны, в Израиле есть огромное количество исторических объектов, в большинство из которых не вложены никакие средства (денег, наверное, нет), а с другой — если уж они и вкладываются, то в многотысячелетние еврейские или христианско-европейские объекты, как, например, в Кейсарию…
Как правило, ни византийцы, ни арабы, ни крестоносцы не строили свои крепости, мечети, церкви на новых местах, а строили их на фундаментах зданий предыдущих эпох, естественно, переименовывая и ассимилируя их, часто используя их развалины как стройматериал. Поэтому каждое такое место — «слоеный пирог» эпох.
Вот и здесь, в основание дверного проема встроена мраморная колонна, римско-византийского периода — то ли потому, что мрамор почти не стирается, и гораздо крепче мягких известняков, из которых построена крепость, то ли как знак победы над «неверными».
Кстати, здесь очень чистенький дикий пляж, на километры — ни души, и есть искушение искупаться (но после обеда на дикий пляж лучше не появляться, он может стать-таки диким; «дикие» утром спят):) Еще — из-за крепости и древнего города в море под водой находятся, видимо, остатки древнего порта, и купание здесь небезопасно: неожиданно может начаться сильный отлив, и тогда надо не поддаваться панике, а плыть вдоль берега — буквально метров через десять отлива уже нет... Будьте осторожны!
Поэтому рекомендую — в километре севернее, рядом с мариной, есть очень хороший ухоженный раздельный пляж — ведь Ашдод один из самых крупных городов по количеству религиозного населения.
Здесь в Ашдоде до евреев жили еще филистимляне (захватив эту часть побережья у кнаанеев). По их имени и с легкой руки Геродота эта местность получила название Палестина (Филистия). Строго говоря, евреи здесь жили, видимо, в древние времена недолго: Ионатан а-Маккаби в период войны с полководцем Селевкидов Аполлонием завоевал город в 147 г до н.э., разрушил святилище Дагона и присоединил Ашдод к Иудее, и на некоторое время здесь поселилась еврейская община, видимо, до времени разрушения Храма. Вернулись евреи в заброшенную арабами деревню Исдуд только в 1956 году, — тогда и началась новая история Ашдода — наполовину «русского» современного приморского города, в котором, кстати, вы можете придти на уроки Торы — как для мужчин, так и для женщин — если интересно, то звоните 0504190303
Напоследок. Именно здесь, в Ашдоде, случилось чудо — статуя языческого божества Дагона упала перед захваченным филистимлянами Ковчегом Завета, как это описывается в 5 главе книги пророка Шмуэля :
(1) А Пелиштимляне взяли ковчег Б-жий и перенесли его из Эвен-Аэйзэра в Ашдод. (2) И взяли Пелиштимляне ковчег Б-жий, и внесли его в капище Дагона, и поставили его возле Дагона. (3) И встали на следующий день жители Ашдода рано утром, и вот, Дагон лежит лицом к земле пред ковчегом Г-сподним. И взяли они Дагона, и поставили его на свое место. (4) И встали они рано утром на следующий день, и вот, Дагон лежит лицом к земле пред ковчегом Г-сподним, а голова Дагона и обе кисти рук его, отсеченные, на пороге; осталась от Дагона только рыбья (часть его). (5) Поэтому жрецы Дагона и все, приходящие в капище Дагона, не ступают на порог (капища) Дагона в Ашдоде до сего дня. (6) И стала тяжкой рука Господня над жителями Ашдода, и Он избивал их и поразил их техорим (пузырями) — Ашдод и окрестности его. (7) И увидели это жители Ашдода, и сказали: да не останется у нас ковчег Б-га Исраэйлева, ибо тяжела рука Его для нас и для Дагона, Б-га нашего. (8) И послали (жители Ашдода), и собрали всех князей Пелиштимских к себе, и сказали: что нам делать с ковчегом Б-га Исраэйлева? И сказали те: пусть перейдет ковчег Б-га Исраэйлева в Гат. И перенесли ковчег Б-га Исраэйлева. (9) И было, после того как перенесли его, была рука Г-сподня на городе — смятение весьма великое; и поразил Он людей этого города от мала до велика, и возникли у них техорим. (10) И отослали они ковчег Б-жий в Экрон; и когда пришел ковчег Б-жий в Экрон, возопили Экроняне, говоря: перенесли к нам ковчег Б-га Исраэйлева, чтобы умертвить нас и народ наш! (11) И послали (жители Экрона), и собрали всех князей Пелиштимских, и сказали: отошлите ковчег Б-га Исраэйлева, и пусть возвратится он в свое место, чтобы не умертвил он нас и народ наш. Ибо ужас смертельный был во всем городе: весьма тяжка была там рука Божья.
Теги: Туземцы, Средиземное море, Купание, Города, Крепости