Темы: Гиюр, Душа, Религия, Еврей, Рав Яков Гельфман
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Подскажите, пожалуйста, каким образом решается следующее противоречие? Принято считать, что, родившись евреем или став им, пройдя гиюр, нельзя перестать быть евреем. Но в то же время еврей, перешедший в другие религии или в атеизм, уже евреем не является. Более того, он считается умершим человеком. Каким образом сочетаются мысль о том, что евреем перестать быть нельзя, с мыслью о том, что перешедший в иную религию или атеизм (например, бард Галич) — уже не еврей? Правда ли, что душа выкреста становится диббуком? N.
Уважаемый N.,
Действительно, в Шульхан Арухе (Йорэ Дэа 268:2) сказано: тот, кто принял еврейство, даже если он отошел от него, остается в статусе еврея и, если он обручается с еврейкой, требуется гет, чтобы связь между ними была расторгнута и она могла выйти замуж за другого. А если нееврей обручается с еврейкой, обручение недействительно, гета не требуется. Правда, в примечаниях к Шульхан Аруху упоминается следующий обычай: еврей, отошедший от Торы и желающий к ней вернуться, окунается в микву, как при гиюре. Но это именно обычай, а не закон.
Но, с другой стороны, в отношении многих законов человек, отказавшийся от иудаизма, имеет тот же статус, что и нееврей, так как фактически ведет себя как нееврей (например, вино, к которому он прикасался, нельзя пить). То есть у него есть «потенциал быть евреем», и поэтому ему легче, чем нееврею, прийти к иудаизму. Для этого ему нужно лишь желание это сделать, ему не надо проходить гиюр. Но, пока он этого не сделал, мы относимся к нему как к нееврею, чтобы не попасть под дурное влияние и не забыть, в чем настоящее предназначение еврея.
Душа его — еврейская, и сказано: «Хоть и согрешил еврей — еврей он (остается евреем)!» (Санедрин 24а): когда евреи грешат, они все равно считаются сыновьями Творца (ведь сын заблудший — тоже сын!), но эта душа покрыта клипой («скорлупой») и не проявляется до поры до времени, пока Творец ее не позовет, как было во время исхода из Египта. И тогда она стряхнет с себя «скорлупу» и проявится ее настоящее стремление.
На самом деле нужно отметить, что и все мы в какой-то мере покрыты той самой скорлупой, ведь мы находимся в материальном мире и духовные устремления часто скрыты слоем материальных, которые отвлекают нас от главного в жизни. Наша задача — пробудить заложенные в нас силы души, скинуть скорлупу, добиться того, чтобы материальное заняло свое почетное, но не первое место.
Замечательное время для этого — эти дни между праздниками Песах и Шавуот, дни счета Омера. В молитве после исполнения этой заповеди так и говорится: «…чтобы мы очистились от скорлупы и нечистоты». И если мы сделаем это как следует и свет Торы будет озарять наши лица, то истина и счастье передадутся и далеким от Торы евреям, так как найдут отклик в их спящих душах, и у них будет больше шансов возродиться к новой, полной настоящего смысла жизни.
Желаю всем нам полноценной подготовки к получению Торы!
С уважением, Яков Гельфман
Читайте также: тема Что такое атеизм?
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Гельфман
В чем конкретные преимущества его существования?
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Аврааму сказано, что только для семени, которое считается его потомством, Вс-вышний «будет Б-гом» — исключая потомство от нееврейки)
Рав Реувен Куклин
Чем будет жив праведник?
Рав Арье Каплан,
из цикла «Таинство миквы»
Погружение в микву — составная часть процесса перехода в иудаизм, без которой нееврей не может стать евреем.
Рав Реувен Куклин
Откуда оно произошло, и что оно означает?
Рав Ашер Кушнир
Творец творит из «ничего», а человек — из того, что уже существует и сотворено Творцом.
Рав Ефим Свирский
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Лоренс Келеман
Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону