Темы: Свобода выбора, Бенцион Зильбер, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Как-то прочитал, что у человека, как и у Всев-шнего, присутствует свобода воли. С человеком более-менее понятно. Но откуда нам известно, что в своих действиях, заповедях Б-г свободен...
Борис Бернштейн, Берлин
Уважаемый Борис!
Посылаю Вам отрывок из книги Даат Твунот рава Моше-Хаима Луцатто, величайшего учителя всего еврейского народа, писавшего о глубинах руководства Б-га миром (см. ниже).
С уважением,
Бен-Цион Зильбер
Пятое заблуждение — заблуждение злодеев Израиля, тех, которые признавали своего Создателя, но умышленно восставали против Него, как Амон, сказавший: «Единственное мое желание — прогневить Его» (Сангедрин 103б), и другие, подобные ему. И у пророка сказано: «Прогневить славу Его» (Йешаягу 3:8). Им казалось, что они могут сделать что-то против воли Творца и разгневать Его дурными делами своими, так, как может человек вызвать гнев товарища, помимо его воли. Еще были такие, которые хотели противостоять Ему с помощью колдовства и чар или знанием ангелов, Ему служащих, и их функций. Как говорит мидраш Эйха Раба: «Говорили они Йермиягу: "Мы окружим его [Иерусалим] стеной воды, мы окружим его стеной огня"» 24 .
Тот же, кто верит в единство Творца и понимает смысл этого единства, должен верить, что Святой, благословен Он, один, единственен и един. Что нет для Него никаких препятствий и никого, способного противостоять Ему ни под каким видом и ни с какой стороны. Мало того, что нет никакой власти, способной противостоять Ему — Он сам создает добро и зло, как сказал Йешаягу (45:7): «Образующий свет и сотворивший тьму, делающий мир и сотворивший зло. Я — Создатель, делающий все это» 25 . Нет никого под Ним, кто обладал бы властью в мире, нет никаких наместников или другой силы, как считали идолопоклонники 26 . Более того, Он сам непосредственно управляет всеми созданными, все происходящее в мире происходит по воле Его, и руками Его, не случайно, не по законам природы или судьбы. Он сам судит всю землю и все находящееся на ней и решает все, что происходит в верхних и нижних мирах, до самой нижней ступени Творения 27 . Абсолютность единства Его включает также невозможность принудить Его каким-либо способом. Весь порядок правосудия и законы, Им установленные, — все без исключения зависит от воли Его, а не Он подчинен им. Если Он хочет, то как будто подчиняет свою волю делам человеческим, как мы учим в трактате «Авот» (3:19): «Все судится по большинству дел [плохих или хороших]», а если хочет, то вообще не принимает в расчет дела и несет добро в доброте своей тому, кому хочет [7] , как было сказано Моше: «И проявлю милость к тому, к кому будет милость Моя» (Шмот 33:19). Объясняет Гемора (Брахот 7а) — даже если он не достоин. И уже было сказано в книге Иова (35:6): «Если согрешишь, как это повлияет на Него? И [даже] многочисленные преступления — что сделают Ему?». Сказал также Йермиягу (50:20): «Будут искать преступление Израиля — и нет его... потому что прощу Я тех, кого оставлю». И пишет Йешаягу: «Ради себя, ради себя Я сделаю это, потому что как могу Я оскверниться?» (48:11) (перевод согласно Таргуму), и также: «Я, Я тот, кто сотрет преступления ваши ради Себя, и грехи не вспомню» (43:25). И также сказано (Захария 3:9): «И уничтожу грех земли этой в один день». Это утешение нам, поскольку не по делам воздастся нам, и не будет Он ждать заслуг наших, и не заменит нас за недостатком таковых 28 , а свершит все в силу клятвы, которой поклялся праотцам, и союза Им заключенного. И даже если не будет заслуг у Израиля, когда придет назначенный срок, день, скрытый в сердце Его, в любом случае освободит нас, без всякого сомнения, ведь Он — господин всему и может сделать все, что угодно Ему.
И то, во что человек обязан верить, по сути близко к тому, что мы уже сказали 29 : поскольку Творец, благословенно имя Его, совершенно независим в своих действиях, то ни одно из его созданий не может противостоять Ему даже посредством законов и порядков, Им же установленных. Ведь Он — тот, кто их установил, и Он же может изменить и упразднить их в любой момент по своей воле. И это смысл сказанного в трактате Сангедрин (67б): «Нет других, кроме Него... — даже колдовство». Несмотря на то, что в соответствии с порядком системы, созданной Творцом в высших мирах, колдовство способно на эту систему влиять (см. Сангедрин, там же), как только Создатель желает этого — властвует сам, и колдовство теряет всякую силу, как будто оно никогда и не существовало. И только наивные могли заблуждаться и считать, что могут воспользоваться против Него инструментами Им же созданными 30 . Все их ухищрения — ложь, и не помогут они им, ведь Он — господин всего, и нет другого, кроме Него.
Читайте:
Б-г и Его качества
Тема Свобода выбора и предопределенность
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Свобода выбора, мировоззренческие вопросы»
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Натан Агрес
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону