Темы: Речь, Душа, Молитва, Хана, Рав Моше Сытин, Кавана
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМолитва про себя, мысленно, будет считаться молитвой? Или нет? Дякую.
Здравствуйте!
Этот вопрос обсуждается в Гемаре (Брахот 20 б). Там приводится спор мудрецов: по мнению рава Хисды молитва, прочитанная про себя, не считается молитвой, а по мнению Равины — считается. Закон установлен в соответствии с мнением рава Хисды, т.е. молитва, прочитанная про себя, не считается молитвой (Мишна Брура 62:7, Беур Галаха там). Отсюда следует, что молиться мысленно недостаточно, необходимо проговаривать слова. Если человек помолился мысленно, это не засчитывается и нужно читать молитву снова. Это относится не только к молитве Амида, но и к другим молитвам, таким, как Шма Исраэль, Биркат а-Мазон, благословениям на различные виды пищи и др.
Выводы о том, как надо произносить молитву и какова должна быть ее форма, мудрецы делают, основываясь на стихах, где говорится о молитве Ханы, просившей Творца послать ей сына (Шмуэль I, 1:13): «А Хана говорит (= молится) про себя, только губы шевелятся, а голос ее не слышен…» Мудрецы рассматривают молитву Ханы как идеальную, отсюда выводятся законы молитвы. «Только губы шевелятся…» — из этих слов делают вывод (Брахот 31а), что недостаточно молится мысленно, следует проговаривать слова. «…а голос ее (Ханы) не слышен» — отсюда делают вывод, что молиться надо шепотом, не возвышая голоса. Более того, полагают, что молитва, произнесенная вслух, свидетельствует о недостатке веры: молящийся как бы показывает, что Всевышний не может услышать просьбу, произнесенную шепотом.
При этом, изначально, молящийся должен слышать свой голос. Это не противоречит предыдущему правилу: можно говорить шепотом и при этом слышать свой голос. Это помогает сосредоточиться во время молитвы (Бейт Йосеф 101:1). Однако если человек помолился, не слыша своего голоса, но при этом выговаривая слова губами, молитва засчитывается и молиться повторно не нужно.
Почему так важно проговаривать слова и недостаточно молиться про себя? Ответ на этот вопрос мы находим в книге рава Хаима Воложинера «Нэфеш а-Хаим», гл. 5. Там сказано, что основным в служении Всевышнему является именно физическое действие. (Поэтому недостаточно быть «верующим в сердце», наша вера обязательно должна проявляться на практике. Мысли и намеренья являются только лишь хорошим дополнением к физическому исполнению заповедей, но не его основой). Поэтому, когда человек молится, его мысли и просьбы должны выражаться через физическое действие — движение органов речи. А в записях Аризаля сказано следующее: цель молитвы — это исправление духовных миров, а достичь этого можно только при слиянии трех частей человеческой души: «нэфеш», «руах» и «нэшама». «Нэфеш» — это самая низкая часть души, наиболее приближенная к материи. Ее проявление — физические действия. «Нэшама» — наиболее духовная из трех этих частей, ее порождения — мысли. «Руах» — промежуточная часть. Ей соответствуют колебания звука при произнесении слов. В молитве мы должны задействовать все три части нашей души: через физическое действие — движение органов речи, духовное — сосредоточение и промежуточное — голос. Так молитва будет наиболее эффективной и достигнет своей цели. (Отсюда можно сделать вывод, что не только обязательные молитвы, но и любая личная просьба к Творцу не должна оставаться только на мысленном уровне, ее следует проговаривать).
Заметим: Аризаль в своих записях оперирует каббалистическими понятиями, большинство его записей представляет собой намеки и метафоры, истинное значение которых невозможно понять тем, кто не сведущ в тайном учении. Приведенная цитата дает нам только возможность прикоснуться к глубоким тайнам, стоящим за каждым нюансом еврейского Закона, здесь нет исчерпывающего объяснения слов Аризаля.
С уважением, Моше Сытин
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография пророка, который родился у бездетной Ханы после долгой молитвы. Шмуэль был праведным судьей и защитником евреев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Пятигорский
Рав Берл Набутовский
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Ашер Кушнир
Иудаизм и Каббала – что первично.
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Поколение, которое стояло на горе Синай, достигло невиданных духовных высот. Почему же Творцу потребовалось поднимать над ними гору?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону