Темы: Провидение, Страдания, Свобода выбора, Добрые дела, Рав Меир Мучник, Отношения между людьми
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Недавно слушал лекцию о том, как относиться к страданиям, и у меня возник вопрос. Несомненно, нам нужно делать добрые дела, и, несомненно, нам нужно принять страдания — когда они приходят. Но что делать в ситуации, когда ты видишь, что другой человек страдает (или у него трудности), и у тебя есть возможность его избавить от них? Например, стоит в автобусе, ему/ей надо простоять примерно 15 минут и я младше, чем он/-а. Или, скажем, мой сосед пилит дрова и относит их куда-то, а я могу предложить ему помощь и избавить его от трудностей. Дело в том, что добрые дела — это важно, но страдания не менее важны. Что, если я его избавлю от страданий, а это окажется точно то, что ему нужно было для того, чтобы удостоиться грядущего мира? Но что, если — наоборот? Что, если мне нужно было ему помочь и это доброе дело было точно тем, что мне нужно было для того, чтобы удостоиться награды? Надеюсь, что вопрос достаточно ясен. Роберт
Здравствуйте, Роберт!
Вы задаете хороший вопрос, и он вполне ясен.
Но так же ясен и ответ: несомненно, если у нас есть возможность оказать кому-то помощь и избавить его от страданий или трудностей, мы должны это сделать.
Сколько должен страдать другой человек — это дело Б-га, и мы можем быть уверены, что, если надо, Он вполне способен организовать тому страдания без нашей «помощи». В целом Б-г устроил, что каждый человек поступает по отношению к другим именно так, как надо по Его плану. Ни один человек не может изменить судьбу другого наперекор Воле Б-га и необходимости, определенной Им.
Выбор же для нас здесь иной: какую роль сыграть в Б-жественном плане? Какое предназначение исполнить?
Если мы помогаем другому, значит, Б-г решил ему помочь, а мы послужили исполнителями Его решения. Поэтому Он и поставил нас в эту ситуацию: зная, что мы решим помочь, Он послал нас туда, где человек нуждается в помощи, и Он решил ее предоставить. А если обрекаем человека на страдания — а то и активно их причиняем, — значит, Б-г решил послать ему страдания, а мы, опять же, служим исполнителями.
Так что главное, на что влияет наш выбор, — это на нашу собственную судьбу, на нашу роль — и саму нашу сущность.
Если мы делаем кому-то добро, то таким образом сами становимся лучше и добрее. А если не окажем помощи, тем более, если подвергнем кого-то страданиям, то сами станем более жестокими и бессердечными. Наша цель, ради достижения которой мы наделены свободой выбора, заключается именно в том, чтобы по собственному выбору делать добро и становиться добрыми и достойными людьми — и избегать зла, чтобы не становиться злыми. Если выберем добро и улучшим себя, то исполним цель, ради который Б-г послал нас в этот мир, — продвинемся на пути самосовершенствования. А если выберем зло, то не исполним этой цели и провалим Его задание.
Это не противоречит тому факту, что человек, который причиняет другому зло, является исполнителем Воли Б-га в отношении потерпевшего. Но это — уже в соответствии с известным принципом: грязному человеку дают грязную работу. Уж если Б-гу надо подвергнуть кого-то страданиям, Он использует для этой работы человека, который до того сделал дурной выбор и «запачкался», поэтому уже сравнительно не так жалко дать ему запачкаться еще больше. Но если исполнитель чист, то жалко заставлять его пачкаться, поэтому Б-г дает эту работу кому-то другому, более «грязному». А чистому человеку дает другие, более «чистые» роли.
Поэтому, если у нас есть возможность кому-то помочь, мы должны это сделать и тем самым выбрать для себя «чистую» роль, исполнение которой приведет нас к совершенству. Наше дело — беспокоиться о том, чтобы у человека все было хорошо и таким образом становиться хорошими и добрыми людьми. А о том, какие страдания он, может быть, должен претерпеть, беспокоиться не стоит — об этом, если надо, позаботится Б-г, и у Него достаточно кандидатов для выполнения этой работы, кандидатов, с которыми мы не желаем иметь ничего общего.
С уважением, Меир Мучник
Рав Цви Вассерман
Не делай другому того, чего себе не желаешь
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Ашер Кушнир
Хаим Донин,
из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону