Темы: Кашрут, Рав Яков Шуб, Обычай
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, разъясните, пожалуйста, подробно законы, касающиеся смешивания конкретно молока и рыбы. Что является минхагом — обычаем, а что алахой — законом (и для сефардских, и для ашкеназских общин). С уважением, Малка
Уважаемая Малка,
Большое спасибо за актуальный вопрос. В большинстве своем выходцы из ашкеназских общин употребляют рыбу с молоком и молочными продуктами без ограничений, в то время как выходцы из сефардских устрожают закон в этой области. Давайте попробуем разобрать вопрос подробнее.
Источник обычая не есть рыбу с молоком и молочными продуктами — слова Рава Йосефа Каро, который в своем комментарии Бейт Йосеф (Орах Хаим 173) упоминает, что это может быть опасно для здоровья. Некоторые ришоним (ранние комментаторы) также говорят, что, по мнению врачей употребление рыбы и сыра, сваренных вместе, плохо сказывается на здоровье человека (Рабейну Бехайе, гл. Мишпатим 23:19).
И хотя в основополагающем кодексе еврейского закона Шулхан Арух рав Йосеф Каро вообще не упоминает этот обычай (наоборот, там сказано, что это не запрещено даже мудрецами — Йорэ Дэа 87:3), в любом случае это считается обычаем, принятым среди сефардских евреев (рав Овадья Йосеф, респонс Йехавэ Даат 6:48).
Хотя, как было сказано выше, обычай сефардских евреев — не употреблять рыбу с молоком и молочными продуктами, например, сыром и т.п. как в холодном, так и в горячем виде, из этого правила существует несколько исключений:
— не запрещено употреблять рыбу с маслом (респонс Рав Поалим, Йорэ Дэа 10, Каф а-Хаим 87:24),
— не запрещено есть молочные продукты после рыбы и наоборот без перерыва,
— не запрещено подавать на стол рыбу и молочные продукты вместе,
— не запрещено варить и жарить рыбу в молочной посуде и наоборот, даже если не прошло 24 часа, поскольку нет запрета на смешение вкуса молока и рыбы (ТАЗ 116:2).
Как решается этот вопрос в ашкеназских общинах? Поскольку в Талмуде (Хулин 76 б), сказано, что нет запрета употреблять рыбу с молочными продуктами и даже Шулхан Арух (Йорэ Дэа 87:3, см. выше) не упоминает об этом запрете, в большинстве ашкеназских общин принято есть рыбу с молоком и молочными продуктами без ограничений.
Что касается слов автора Бейт Йосефа о том, что употребление рыбы с молоком и молочными продуктами может быть опасно для здоровья, ашкеназские комментаторы (ТАЗ 67:3, ШАХ 67:5, Маген Авраам — Орах Хаим 173:9) предполагают, что там вкралась ошибка и речь идет о запрете употреблять рыбу с мясом и мясными продуктами. Об этом запрете мы писали раньше.
С уважением, Яков Шуб
Рав Шимон Соскин
Евреи, соблюдающие законы Торы, едят только кашерное мясо. Это знает каждый. А вот чем кашерное мясо отличается от некашерного, известно далеко не всем
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Рав Элиэзер Вольф,
из цикла «Кашрут в некашерном мире»
Могу ли я купить кашерную рыбу в некашерной рыбной лавке? Можно ли купить свежеотжатый лимонный сок в магазине, в котором продаются некашерные продукты?
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Яков Шуб
А готовить в одной духовке?
Рав Натан Агрес
Откуда взялись разные обычаи?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону