Темы: Спасение жизни, Яков Шуб, Материальный ущерб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины. Недавно со мной произошел такой случай: я возвращалась с работы домой на машине. Было уже довольно поздно, моросил небольшой дождик, и видимость на дороге была не лучшая. Обычно я вожу очень аккуратно, тем более в такую погоду, но я никак не ожидала, что за последним поворотом перед домом передо мной на дорогу выскочит женщина с коляской. Сначала я очень растерялась, а потом резко свернула в сторону на пешеходную дорожку и, проехав несколько метров, врезалась в дерево, которое не смогла миновать. Машина сильно пострадала, но со мной, слава Б-гу, ничего не случилось, кроме, конечно, испуга, до сих пор бегут мурашки по коже, когда я вспоминаю этот случай. У меня была хорошая страховка, которая покрыла все расходы по ремонту, но у нас с мужем возник спор: если не было бы страховки, кто бы должен был платить за ремонт с точки зрения Торы?
Большое спасибо, что обратились к нам. Рады слышать, что с Вами все в порядке. Давайте определим Ваш вопрос более ясно:
Должен ли человек тратить деньги, чтобы спасти другого?
Человеческая жизнь является наивысшей ценностью, именно поэтому сказано в Талмуде (Сангедрин 37а): первый человек был создан один и из этого мы делаем вывод: тот, кто спас одного человека, — как будто спас целый мир, а тот, кто погубил одного человека, — как будто погубил целый мир.
Спасать другого — не просто акт милосердия, это обязанность, которая лежит на каждом. Поэтому, если человек видит, как другой тонет, или на него напали разбойники, или против него готовиться заговор, или он находится в любой другой опасности, — обязан приложить все возможные усилия, чтобы спасти другого (Шулхан Арух, Хошен Мишпат 426:1).
Где же в Торе упоминается эта обязанность? Талмуд (Сангедрин 73а) говорит: Тора (Дварим 22:2), предписывая нам возвращать другому потерянные вещи, использует одно «лишнее» слово. Но лишних слов в Торе не бывает. Чему же оно должно научить? Оно сообщает, что есть обязанность возвращать человеку не только потерянные вещи, но и его самого, его «тело», если он его теряет, иными словами, спасать жизнь другого человека.
Кроме этого об обязанности спасать другого человека сказано еще в одном месте: «Не стой на крови ближнего» (Ваикра 19:16). Талмуд (Сангедрин 73а) говорит: Тора специально не ограничилась однократным упоминанием обязанности спасать другого человека, а сказала о ней дважды. Отсюда мы делаем вывод: человек должен не только сам спасать другого, но, если это необходимо, приложить дополнительные усилия и даже нанять людей, чтобы они также приняли участие в спасении.
Получается, что при необходимости человек должен потратить свои деньги, чтобы спасти другого. При этом один из ришоним (ранних комментаторов), Рош (к Сангедрин 8 б), отмечает: человек не обязан тратить на спасение другого свои собственные деньги, если пострадавший обладает достаточными средствами, чтобы спасти себя самому. Соответственно, если человек потратил деньги на спасение другого или ему был нанесен материальный ущерб во время такого спасения, он может потребовать потом, чтобы пострадавший возместил ему убытки.
Логика за этим стоит довольно простая. Ведь понятно, что, если человек мог бы сам потратить деньги, чтобы спасти себя, он, без сомнения, сделал бы это. Поэтому, когда по какой-то причине он не может в данный момент спасти себя сам и кто-то другой оплачивает расходы по спасению без его ведома, мы считаем, что спаситель как будто бы действует по просьбе пострадавшего. Соответственно, потом он может постребовать возмещения расходов с пострадавшего.
При этом стоит отметить: даже если известно, что у пострадавшего не будет возможности возместить расходы, заповедь спасать все равно остается в силе. И, если необходимо, надо потратить деньги на его спасение (Шулхан Арух а-Рав, Хошен Мишпат, Законы о телесных повреждениях 7).
Получается, что и в Вашем случае, поскольку Вы разбили машину, спасая женщину, можно было бы попросить ее возместить расходы.
С уважением, Яков Шуб
Рав Бенцион Зильбер
Потеря денег — тоже к лучшему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Мишпатим
Рав Элияу Тавгер
Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Бенцион Зильбер
Что сказал об этом пророк Ирмиягу?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону