Темы: Тшува, Изучение Торы, Рав Ашер Кушнир
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый Рав, я чувствую большой интерес к Торе и всему, что с ней связано. Но только вот я учусь отрывочно, учу, что попало, и толком не знаю, что именно из всего количества литературы мне надо учить. В этом мой вопрос к Вам: с каких конкретных книг начинать? Что, вообще, религиозные евреи учат?
В связи с Вашим вопросом вспомнился случай: один образованный человек, только приехавший из бывшего Союза, посетил дом религиозного еврея. Взгляд гостя сразу же охватил огромный, плотно заставленный непонятными книгами книжный шкаф. Он долго их рассматривал и в конце произнес: «Я всегда считал себя интеллигентным человеком, хорошо знакомым с литературным наследием мира и если не читал, то хотя бы слышал о большинстве достойных книг, а тут не несколько, а сотни книг, и я не знаком даже с одной из них!!!».
Да, в начале, действительно, тяжело сориентироваться в океане еврейских книг. С чего начать? Что главное? Что необходимо знать?
Если говорить о знаниях, то в идеале каждому еврею надо освоить весь колоссальный объем еврейских знаний, то есть, все то, что получил пророк Моше из «уст» Б-га на горе Синай и что сохранилось от этого до наших дней. Единицы действительно достигают вершин в познании Торы, но большинству евреев освоить удается лишь часть этих огромных знаний.
С чего начать?
Нам же, евреям, которые были лишены всего еврейского и только в зрелом возрасте сделали свои первые шаги в иудаизме, следует настроиться на постепенную и долгосрочную учебу в надежде приобрести устойчивые знания в обязательной для познания части Торы. То есть, следует начать с изучения «программы-минимум»:
С этого надо начать и постепенно добавлять и расширять основные предметы еврейской учебы (См. стр. 29 в книге Алей Шур рава Шломо Вольбэ).
Продолжение
Вначале добавить изучение Мишны. Это источник знаний об Устной Торе. Желательно каждый день учить одну или две мишны.
Для начинающих также важно внимательно ознакомиться с содержанием книг Пророков и Писаний. Хотя бы прочесть в переводе несколько раз.
Параллельно сделать акцент на глубокое изучение основ еврейского мировоззрения и этики. Для этого необходимо начать учить (желательно с учителем):
Следующий этап
Галаха. На следующем этапе желательно расширить изучение еврейского Закона. Без знания того, как конкретно исполнить ту или иную заповедь, как вести себя в той или иной жизненной ситуации, — нет еврейской жизни. Это начало и основа всему. Поэтому необходимо проштудировать доступные Вам книги по еврейскому Закону.
Тора. На следующем этапе желательно добавить к изучению РАШИ комментарий РАМБАНА. Это два основных комментария, и в спорах между ними раскрывается первый уровень понимания Торы. Впоследствии можно каждый год добавлять изучение какого-то другого классического комментатора.
Талмуд. На этом этапе или даже с самого начала (все зависит от многих обстоятельств) следует добавить изучение Талмуда. Все еврейское спрятано в Устной Торе, точнее, в том, что принято называть Талмуд. Поэтому необходимо начать изучение Талмуда на Вашем уровне. И эта учеба будет продолжаться всю жизнь…
Не отчаяться…
Когда же эти источники будут на том или ином уровне усвоены, то можно добавить, расширить и углубить эти знания во всех направлениях и на всех уровнях океана еврейской мудрости. При этом следует помнить, что учеба продолжается всю жизнь. И поэтому не стоит отчаиваться при виде книжного шкафа в еврейском доме…
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Михаэль Солганик
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Овадья Климовский
Армия и ешиботники
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону