Темы: Отношения с родственниками, Религия, Еврей, Отношения с друзьями, Ашер Кушнир, Бааль Тшува, Насмешники, Терпение
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМеня недавно сильно обидел родственник из-за соблюдения мной кашрута. Как относиться к родственникам и друзьям, которые осмеивают и оскорбляют только потому, что ты — религиозный?
Тяжело, очень тяжело перенести оскорбления от близких людей. Как же к этому относиться?
По прошествии времени становится ясно, что то, что случилось — уже не изменить, поэтому лучше постараться понять, как себя подготовить к ситуации, когда это может повториться в будущем. Как реагировать в таких случаях?
Уподобиться им?
Уподобиться им и попробовать их тоже оскорбить? Во-первых, нехорошо опускаться до их уровня. Во-вторых, кроме потрепанных нервов, это ни к чему не приведет. В-третьих, по Торе это запрещено.
Обратиться к их здравому смыслу? Неразумно. Ибо здравость мысли у них есть, но не в этой области. Что же остается? Молчать!
А молчать не так просто, поэтому необходимо выяснить, что может помочь Вам укрепиться в этом непростом шаге.
Понять
По еврейским представлениям, когда мы сталкиваемся с плохими поступкам других людей, то надо попытаться поискать им оправдания.
Во-первых, не забывайте, что Ваши родственники выросли в стране тотальной антирелигиозной пропаганды и переехали в страну легитимной антирелигиозной ненависти. По их твердому убеждению, быть религиозным — это позорно и глупо, а тут близкие друзья угодили… В принципе, они за Вас, они хотят Вам по-настоящему помочь, «спасти»!
Во-вторых, в душе каждого еврея есть «искорка» веры в Творца, и на каждом этапе жизни она может возгореться. То есть, и у них всегда есть возможность исправиться и начать сожалеть о своем проступке.
В-третьих, не забывайте, что Вы сами только недавно стали религиозным, а до этого, скорее всего, сами были более близки к позиции Ваших родственников, чем к тем взглядам, которые есть у Вас сейчас.
Вывод: судить их так быстро не стоит. Нет у Вас (и у нас) на это морального права.
Сострадание и сочувствие
Поэтому если Вы заранее увидите родственников в другом свете, посмотрите на них, как на людей несчастных, пострадавших, вымотанных и неудовлетворенных, лишенных света духовности и содержания — Вам будет гораздо легче адекватно отреагировать на их отношение к Вам. То есть, если настроить себя на сострадание и сочувствие, это поможет Вам воспринимать их язвительные замечания и оскорбительные колкости с достоинством, спокойно и сдержанно.
Как радоваться оскорблению
Еврейский подход к оскорблениям можно найти в конце молитвы, которую мы читаем три раза в день, ее называют Шмонэ-эсрэ — 18 благословений. Там мы просим у Всевышнего дать нам силы промолчать, услышав оскорбление.
Мы видим, что еврейский взгляд на оскорбления резко отличается от общепринятого. Это попытка видеть все события своей жизни как вызов, как испытания, которые Творец посылает нам для нашего же самосовершенствования. Это совсем не значит, что мы будем искать оскорблений, вовсе нет, но если они нас постигли, мы должны сделать все усилия, чтобы пройти это испытание достойно.
Уверенность в правоте жизненного пути
То, что еще может Вам помочь, — это осознание истинности Вашего жизненного пути и уверенность в своей правоте.
Когда еврей крепок в своей вере, то никакие насмешки не собьют его с пути служения Творцу. Это легко понять, если представить, что Вам, к примеру, предлагают необычную, но очень выгодную сделку. По ее условиям, Вы должны надеть странную одежду и появиться в таком виде в компании друзей и родственников. В зависимости от их отношения, Вам выдадут соответствующую сумму денег в подарок. И даже уже дали часть денег авансом… Стоит ли упоминать, что Ваш странный вид вызовет массу насмешек и оскорблений. Но! Ощупывая в кармане пачку денег, Вы легко решитесь пойти на этот шаг. Более того, когда Вы услышите насмешки, Вас просто начнет разбирать хохот, ведь чем больше оскорблений и чем они обиднее, тем большая сумма Вам причитается …
А теперь представьте, какое несметное вознаграждения ждет Вас в Грядущем Мире за то, что Вам удалось перебороть себя, и, несмотря на оскорбления, остаться верным своему пути, не затаить обиду и сохранить свою душу в благородной чистоте…
Сказали об этом еврейские мудрецы (Пиркей Авот 5:20) «Будь дерзок, как тигр […] выполняя волю Всевышнего!»
Ципора Харитан
Рав Реувен Куклин
Что рекомендует в таких случаях Царь Соломон?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Реувен Куклин
Чем будет жив праведник?
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Еврейские качества»
Рав Реувен Куклин
Откуда оно произошло, и что оно означает?
Рав Ефим Свирский
Журнал «Мир Торы»
Еврейская традиция включает в себя не только знание различных еврейских книг, правильное понимание и выполнение законов, в них записанных, но и принадлежность к еврейской общине
Александр Ротенберг
Рав Зеев Гершензон
Что Тора говорит о таком поиске?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону