Моадим лсимха! Скажите, пожалуйста, как правильно подвешивать украшения — к схаху (покрытию сукки) или к бамбуковым палкам, на которых лежит схах? Может ли сукка стать некошерной из-за неправильно подвешенных украшений? Спасибо большое! Майя
Уважаемая Майя,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Нет запрета крепить украшения к схаху при условии, что они находятся на расстоянии не более четырёх тфахим от схаха (по мнению Рава Хаима Ноэ 4 тефаха — это 32 см., по мнению Хазон Иша — 38,4 см).
Рассмотрим этот закон подробнее. Мишна в трактате Сукка говорит, что разрешено натягивать под схахом покрывало при условии, что это делается для украшения сукки. Этот закон приводится в Шулхан Арухе (627:4), где оговаривается: необходимо, чтобы покрывало находилось на расстоянии не более четырёх тфахим от схаха. Если покрывало находится в пределах этого расстояния, то даже если оно сделано из материала, непригодного (некошерного) для изготовления схаха, оно будет считаться частью кошерного схаха и можно будет даже сидеть под ним в сукке, поскольку оно натянуто для украшения (Мишна Брура 627:10). Если же оно находится на большем расстоянии, оно не может являться частью схаха и сидеть под ним нельзя.
Рамо (627:4) добавляет: нужно остерегаться вешать любые украшения, которые крепятся к схаху, на расстоянии четырёх тфахим и более. Строго по букве закона запрет нарушается, только если площадь украшения — 4 на 4 тефаха и более. Это минимальный размер украшения, при котором схах может стать некошерным, т.к. когда украшение висит на расстоянии 4 тефаха и более, оно не рассматривается как часть схаха. Однако смысл закона, приведенного у Рамо, — это установить своего рода ограду — оградить нас от нарушения запрета, поэтому украшения любого размера следует вешать на расстоянии, не превышающем 4 тефаха от схаха. Иначе может, в конце концов, получиться, что человек повесит украшение большого размера на расстоянии большем, чем 4 тефаха, от схаха.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Первые две даты связаны с идеей суда-возмездия; а раз так, то почему вообще год начинается судом?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «От месяца Элуль до Суккота»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
TorahLive
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»
из книги "Кицур Шулхан Арух"
Рав Бенцион Зильбер
Речь идёт о Сукке на балконах многоэтажного дома...
Рав Натан Агрес
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону