Недавно умер один мой хороший знакомый. Его семья сидит «шива» (соблюдает законы семи траурных дней). К сожалению, я не был знаком и никогда не общался с его родственниками. Скажите, пожалуйста, есть ли смысл навестить их, ведь я их совсем не знаю, и чем мое присутствие может помочь им?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Примите наши глубочайшие соболезнования в связи с кончиной Вашего друга.
Для того чтобы ответить на Ваш вопрос необходимо понять суть заповеди утешения скорбящих. Рамбам (Законы скорбящих 14:7)говорит, что если человек находится в ситуации, когда ему необходимо выполнить и заповедь навещать больных, и заповедь утешать скорбящих, а у него есть возможность выполнить только одну из них, следует отдать предпочтение заповеди утешать скорбящих. Причина: хотя обе эти заповеди — «благодеяния», утешение скорбящих — благодеяние не только по отношению к живым, но и по отношению к мертвым.
В Гемаре (Шабат 152а) сказано, что душа умершего скорбит по нему в течение семи дней. И если у человека не осталось родственников там, где он умер, необходимо собирать десять человек в течение всех семи дней траура. Более того, Рамбам (Законы скорбящих 13:4)пишет: эти десять человек садятся на место скорбящих, и приходят другие люди и утешают их, как будто они скорбящие родственники умершего.
Мнение Рамбама приводится в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 376:3). Рамо же не принимает это мнение и говорит, что десять человек собираются в доме умершего для молитвы и чтения Кадиша. В любом случае ясно, что заповедь утешения скорбящих выполняют не только ради живых, но и ради умерших.
Однажды мы слышали от нашего учителя Рава Мойше Петровера интересное объяснение, почему эта заповедь является благодеянием по отношению к мертвым. Уже Царь Шломо сказал, что лучше пойти на кладбище, чем на празднество. Когда человек приходит на похороны, утешает скорбящих и т.п., он невольно задумывается и о свой жизни, о том, для чего существует. Кроме того, говоря о добрых делах умершего, он переосмысливает и свои дела, раскаивается в дурных и желает стать лучше. Этот душевный подъем, который помогает человеку продвинуться в изучении Торы и соблюдении заповедей, в конечном итоге будет считаться также и заслугой умершего, который «побудил» его к этому. Таким образом, даже в будущем мире, где у человека уже нет возможности умножать свои заслуги самостоятельно, умерший получит награду и за те заповеди и добрые дела, которые люди совершают благодаря ему в этом мире.
Поскольку, как было сказано выше, заповедь утешения скорбящих относится как к живым, так и к мертвым, даже если Вы не знакомы с родственниками умершего, Ваше посещение во время шива будет утешением для Вашего знакомого и проявлением уважения к нему. И, безусловно, если Вы сможете рассказать о его добрых делах и найти нужные слова, чтобы утешить скорбящих родственников, заповедь будет выполнена полностью: как по отношению к живым, так и по отношению к умершему.
С уважением, Яков Шуб
Толдот Йешурун
Новый диск с аудиоуроком о законах траура
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Траур по умершему родственнику»
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Годовщина смерти (по еврейскому календарю)
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Можно ли произносить имя человека, которого обожествили?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону