Темы: Орла, Еврейский календарь, Ту биШват, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДорогие раббаним, здравствуйте. Мой вопрос относительно запрета «орла». Сегодня видел, продаются деревья плодовые колоновидные. Очень понравились (аж даже не знаю относительно того, не надо ли было сказать браху на такое чудо Всевышнего). Саженцам 2—3 года. Если я его куплю и посажу, то как считать возраст для определения орла? Допустим, купил я сегодня. Как соотносить с Ту биШват, и с фактическим возрастом дерева, и возрастом его жизни уже на постоянном месте, и с тем, что продавец не знает точный возраст? И второй вопрос — посадил я в прошлом году, вроде на Суккот это было, косточки фиников. Огромные финики, из Исраэля привезены. И вот сейчас они проросли, дали ростки, барух Ашем, будут расти в горшке некоторое время. А как считать возраст дерева потом? Как соотносить дату посадки косточки до/после Ту биШват и дату высадки потом в землю? Да, я не в Эрец живу, я знаю, что данные мицвойс неприменимы в Голусе, это вопросы для того, чтобы разобраться в теме. Заранее большое спасибо.
Большое спасибо за Ваш вопрос. Прежде чем непосредственно ответить на него, приведем некоторые общие сведения о запрете орла. Орла — это плоды, которые дерево дает в первые три года жизни. Они запрещены в пищу, также запрещено извлекать из них любую выгоду. Существует несколько объяснений смысла этого запрета:
1. Рамбан и Рабейну Бехайе говорят, что в этом выражается наше почитание Вс-вышнего: мы отказываемся от употребления плодов в первые три года, когда они еще недостаточно зрелые, а затем приносим первые плоды Ему.
2. Запрет ограждает человека от возможного ущерба для здоровья, поскольку в первые три года плоды еще слишком слабы и наполнены земляными соками. Когда плоды «взрослеют», на них большее воздействие оказывают солнце и воздух, что делает их полезными (Рамбан и Рабейну Бехайе).
3. Смысл запрета в исправлении ошибки первого человека, Адама, которому не удалось соблюдать запрет Вс-вышнего — не есть от плодов дерева познания Добра и Зла — даже в течение короткого времени. Поэтому его потомки воздерживаются от употребления первых плодов дерева в течение 3-х лет (Берешит Раба 21).
4. Отдаление от сил нечистоты. Первые три года эти силы имеют особое влияние на деревья, поэтому их плодами запрещено пользоваться в это время. Запрет Торы относиться именно к плодам Эрец-Исраэль, поскольку, как известно, силы нечистоты стараются «прилепиться» к тому, что обладает особой святостью (Радбаз, Таамэй а-мицвот 198).
Как правильно вычислять возраст деревьев? Поскольку в рамках сайта невозможно детально ответить на этот довольно непростой вопрос, приведём только основные законы:
— Подсчёт трёх лет начинается не со времени, когда дерево было посажено, а со времени, когда оно фактически прижилось в земле. Обычно это занимает около 14 дней. Поэтому если дерево было посажено более чем за 44 дня до Рош а-Шана (1 Тишрея), то считается, что в Рош а-Шана ему исполняется один год (несмотря на то, что год был неполный, поскольку 30 дней засчитываются как полный год + 14 дней для того, чтобы дерево прижилось). Соответственно, такому дереву остаётся еще два года до «совершеннолетия». А отсчет трёх лет орла для дерева, которое было посажено меньше чем за 44 дня до Рош а-Шана, начинается с Рош а-Шана — с 1 Тишрея.
— Хотя три года орла для дерева заканчиваются в Рош а-Шана (1 Тишрея), плоды, которые появились на четвёртый год до 15 Швата, также запрещены (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 294:4).
— Кроме того, плоды, которые начали появляться до 15 Швата пятого года, считаются нэта рэваи, и их необходимо выкупить, чтобы употреблять в пищу.
Теперь перейдем к ответу на Ваши вопросы.
1. Если саженцы были выкопаны и перенесены в другое место с частью земли так, что их питание от земли не прекращалось до того момента, как они прижились на новом месте, отсчет времени орла начинается с того момента, когда их первый раз посадили в землю. Если же какое-то время у саженцев не было возможности питаться от земли, то время орла начинают считать заново с момента, когда их посадили в землю во второй раз (Мишпэтэй Арец 3:2).
2. Если финики были в первый раз посажены в горшке с отверстием внизу диаметром как минимум 2,5 сантиметра, то время орла отсчитывается с того момента, как они были посажены первый раз — при условии, что их перенесли с частью земли, как было сказано в пункте 1. Если они были посажены в горшке без отверстия, то время орла необходимо отсчитывать заново с момента, когда их посадили в землю во второй раз (Мишпэтэй Арец 3:5).
3. Запрет орла действует и за пределами Эрец-Исраэль (Шулхан Арух 294:8). Однако в данном случае закон, касающийся плодов деревьев, о которых не известно точно, прошло ли три года со времени их посадки, менее строг. Такие плоды не запрещены в пищу (Шулхан Арух 294:9). Что касается запрета нета реваи, то необходимо выкупать только плоды тех деревьев, о возраст, которых точно известен.
С уважением, Яков Шуб
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Человек сравнивается с деревом, как сказано «ибо человек — дерево полевое».
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
А в Земле Израиля?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Ицхак Зильбер
Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).
р. Меир Фомичев,
из цикла «Кашрут»
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону