Темы: Предопределенность, Свобода выбора, Рав Ашер Кушнир, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныГде можно почитать подробней и простым языком о свободе выбора и предопределённости?
Уважаемый П!
Ваш вопрос — один из самых сложных в понимании еврейского мировоззрения и ответ на него выходит далеко за рамки короткого стиля наших ответов. К сожалению, неизвестна мне и литература на русском языке, которая подробно об этом говорит. Попробую только дать вам намёк в какой области находится ответ.
На первый взгляд существует парадокс: как Творец знает то, что мы сами ещё не решили? Ведь будущее скрыто от нас! А если утверждать, что Творец обладает этим знанием, значит у нас нет свободы выбора!
Заметьте, что в постановке этого вопроса речь идёт о выборе человека и о знании Творца! Предположим, что нам понятно, что есть выбор человека, но понимаем ли мы, что есть знание Творца? Мы инстинктивно предпологаем что оно подобно человеческому. А какова его особенность? Если человек что-то сейчас узнал, это значит что этого он раньше не знал. К примеру: в час дня вы захотели узнать погоду в Москве. Значит вы ещё её не знаете и это событие протекает независимо от вас. В 14:00 вы позвонили к другу в Москву и он рассказал вам о снегопаде. Теперь знание о погоде стало частью вас. Вывод: само событие и сознание человека существуют и протекают раздельно, то есть вы и ваше знание не есть единое целое.
Вот такой процесс познания, приписываемый Творцу, неизбежно и приводит человека к вышеупомянутому парадоксу. Но подобно ли познание Творца человеческому? Простой анализ приводит нас к другому выводу.
Творец сотворил время, значит он — вне времени, то есть нет у него ни прошлого, ни будущего. Знание не может прийти к Творцу из вне Его, так как всё в Нём. Это значит, что Его знания и Он сам есть единое целое. То есть познание Творца носит совершенно другой характер и находится вне сферы человеческой реальности.
Чтобы облегчить понимание, можно эту идею приближённо уподобить знанию отца, наблюдающего за своим сыном. Он хорошо знаком с повадками сына, заранее зная что он выберет, но это никак не отнимает у сына свободу выбора.
Перед Творцом открыты не только наши непринятые решения, но и вся история человечества управляется из будущего конца в прошлое начало. Творец вне времени.
Поэтому такое знание — знание Творца, никак не противоречит нашему выбору.
Вы можете углубить ваши знания на эту тему в книгах Рамхаля:
«Даат Твунот»
«Месилат Йешарим»
«Дерех Ашем»
Читайте также: тема Свобода выбора и предопределенность
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Свобода выбора, мировоззренческие вопросы»
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Натан Агрес
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону