Темы: Храм, Западная стена, Яков Шуб, Траур по Храму
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Есть обязанность произносить благословение при виде разрушенных городов Иудеи и места, где стоял Храм, если не видели эти места более 30 дней. Вопрос — есть какие-то облегчающие мнения? Насколько я помню, в Игройс Мойше рав Мойше Файнштейн разрешает не произносить броху при виде Иерусалима, так как он в какой-то степени отстроен, но насчет места, где стоял Храм — даже он строг. Какие еще есть мнения на этот счет? Наверняка, люди полагаются на кого-то. Спасибо.
Большое спасибо за Ваш вопрос. В Шулхан Арухе (561:2) сказано, что тот, кто видит место, на котором когда-то возвышался Храм, должен произнести: «Дом святыни нашей и славы нашей, где прославляли Тебя отцы наши, сожжен огнем, и все, что дорого нам, предано разрушению» (Йешая 64:10). Затем следует порвать одежду (на тэфах, приблизительно 10 см) в знак скорби о разрушенном Храме и произнести благословение «Благословен Судья праведный» (без упоминания имени Вс-вышнего). Основным действием в данном случае является разрывание одежды, поэтому, даже если по какой-то причине человек не помнит слова, которые при этом произносят, в любом случае он должен порвать одежду.
Этот закон актуален и сегодня, поэтому приведем некоторые его детали:
— Одежду следует порвать, когда видишь внутренний двор Храма (видно с Масличной горы) или золотой купол мечети, которая, по многим мнениям, была построена на месте Храма. Однако иерусалимский обычай — разрывать одежду при виде Стены Плача (Котель).
— Одежду рвут, только если не видели место, где стоял Храм, в течение 30 дней.
— Одежду следует рвать стоя, сделать это необходимо руками, а не с помощью какого-либо предмета, поэтому необходимо заранее позаботиться сделать небольшой надрез на одежде, чтобы затем ее было легко порвать.
— Достаточно порвать только один вид одежды, при этом это должна быть такая одежда, которую носят как дома, так и на улице (например, пиджак, рубашка или свитер).
— Обычно рвут одежду, которая надета сверху, поэтому, если человек не хочет рвать пиджак или свитер, а предпочитает ограничиться рубашкой, необходимо снять пиджак или свитер прежде, чем станет видно место, где стоял Храм. Затем их можно сразу снова надеть или снять порванную одежду. Изначально разрешено надеть старую рубашку.
— В субботу, праздник и на исходе субботы и праздника, а также в Холь а-Моэд («праздничные будни») нет необходимости рвать одежду.
В заключение приведем слова Рава Хаима Пладжа зацаль (Моэд лэйль хай 10:68), который говорит, что тот, кто скорбит о разрушенном Храме, искупает свои грехи и удостаивается долголетия — он сам и его потомки.
С уважением, Яков Шуб
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Толдот Йешурун
В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Мендель Агранович
Какую молитву читать, чтобы Всевышний помог жениться или выйти замуж?
Журнал «Мишпаха»
Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача... Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Реувен Куклин
Сама стена как таковая не является святыней…
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Стена Плача
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Ашкеназские евреи не устраивают в эти дни свадеб
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону