Темы: Трансплантация, Медицина, Смерть, Здоровье, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый раввин, что по Галахе считается моментом смерти?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Как Вы сами понимаете, вопрос определения момента смерти является очень важным и сложным и, безусловно, невозможно раскрыть его полностью в рамках нашего сайта. Поэтому попытаемся только кратко затронуть некоторые его аспекты. Разумеется, мы не собираемся затрагивать практическую сторону вопроса; принимать галахические решения в этой области могут только ведущие раввины поколения.
Исторически сложилось так, что установить смерть было не особенно трудно как с точки зрения светских законов, так и с точки зрения законов Торы. Как правило, все жизненно важные системы организма — дыхательная, нервная, сердечно-сосудистая и система кровообращения — практически одновременно прекращали свою деятельность. Деятельность одной из этих систем не могла быть продлена без поддержания деятельности остальных систем.
Однако развитие реаниматологии со второй половины XX века изменило ситуацию. Сегодня сердце может работать с помощью электростимулятора, легкие могут дышать благодаря движению механического респиратора, циркуляция крови может осуществляться через аппарат искусственного кровообращения. Иными словами, появилась возможность поддерживать некоторые жизненно важные системы организма в течение долгого времени после того, как деятельность других прекратились.
Поэтому вопрос об определении момента смерти встает с новой остротой. Необходимо установить с большей точностью, функционирование каких физиологических систем является показателем жизни, а каких (если таковые есть) — не является. Этот вопрос наиболее актуален по трем причинам:
Во-первых, если наступление смерти будет установлено до того, как все жизненно важные системы прекратят свою деятельность, это значительно облегчит пересадку органов (в случаях, когда это разрешено еврейским законом), да и вообще сделает трансплантацию возможной. Органы, особенно сердце и печень, пригодны для трансплантации, только они удалены в тот момент, когда кровь еще циркулирует. После остановки сердца и кровообращения быстрое разложение тканей делает органы непригодными для такого использования. С учетом растущего успеха таких операций и относительной бесполезности (со светской точки зрения!) поддержания жизни «частично мертвых» пациентов существует естественный соблазн пересмотреть определение момента смерти, чтобы таким образом сделать возможной трансплантацию органов.
Во-вторых, финансовые средства систем медицинского страхования не безграничны. Поэтому возникает вопрос: целесообразно ли использовать средства на чрезвычайно дорогостоящее оборудование для поддержания жизни таких пациентов — вместо того, чтобы использовать их на лечение больных, имеющих больше шансов на выздоровление.
В-третьих, необходимо учитывать чувства родственников, которые вынуждены переживать «затяжную смерть» любимого человека.
Именно по этим причинам в последние десятилетия как в медицине, так и в законодательстве многих стран широкое распространение получила концепция так называемой «смерти мозга». Как известно, центры, контролирующие процесс дыхания, находятся в головном мозге. Соответственно, в результате прекращения работы головного мозга человек становится неспособным к спонтанному дыханию, что, в конечном итоге, неминуемо приводит к прекращению поступления кислорода к сердцу и его остановке. Однако, с другой стороны, работа сердца не управляется мозгом, а является автономной. В соответствии с этой концепцией, мертвым человек считается после необратимого прекращения деятельности головного мозга (его основных функций), когда он, соответственно, неспособен дышать самостоятельно. При этом его сердце может продолжать работать, получая кислород с помощью аппарата искусственного дыхания.
А каково отношение Еврейского Закона к вопросу? Существует несколько основных источников, которые обсуждают эту проблему: Мишна Оалот 1:6, Талмуд Йома 85а, респонсы Хатам Софера, Хахама Цви. В принципе, эту тему обсуждали практически все виднейшие галахические авторитеты современности: Рав Мойше Файнштейн (Игрот Мойше), Рав Ицхак Вайс (Минхат Ицхак), Рав Шломо-Залман Ойербах, Рав Йосеф-Шалом Элияшив. Поскольку в рамках нашего сайта нет возможности подробно разбирать все аспекты этого сложнейшего вопроса, приведем только основные мнения о том, что считать моментом смерти:
Следует отметить, что при исследовании данного вопроса раввины не ограничивались только доскональным изучением соответствующих источников в Талмуде и ранних и поздних комментариях. Они прилагали огромные усилия, чтобы дать максимально точное определение в соответствии с практикой. Например, под руководством Рава Шломо-Залмана Ойербаха зацаль было проведено два уникальных эксперимента на овцах, ставящих целью определить возможность рождения здорового плода от овцы, которая находится в состоянии «клинической смерти» и жизнь которой поддерживается с помощью специальных аппаратов. Основанием для экспериментов послужило сказанное в Гморе Эрхин 7а: плод беременной женщины, которая умирает, — умирает раньше нее.
Однажды я слышал от моего учителя Рава Мойше Петровера шлита о том, что около тридцати лет назад была сделана попытка собрать трех виднейших раввинов того поколения — Рава Ицхака Вайса, Рава Шломо-Залмана Ойербаха и Рава Йосефа-Шалома Элияшива — для совместного обсуждения и вынесения общего решения по этому в прямом смысле жизненно-важному вопросу. Однако в силу различных обстоятельств, к всеобщему сожалению, встреча не состоялась. Рав Петровер объяснил это тем, что мы находимся в Галуте (изгнании), и один из признаков этого — наличие противоречащих друг другу мнений галахических авторитетов по некоторым насущным вопросам.
Ежедневно в утренней молитве мы говорим: «Б-г мой, душа, которую Ты мне даровал, — чиста, Ты сотворил ее, Ты вдохнул ее в меня, Ты поддерживаешь ее существование во мне и Ты в будущем заберешь ее у меня…». Только Вс-вышний, Который является Источником нашей жизни, может забрать ее обратно. Человеческая жизнь является абсолютной ценностью, подарком Вс-вышнего, поэтому необходимо ценить и беречь каждое ее мгновение.
С уважением, Яков Шуб
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Редакция Толдот
23 апреля в возрасте 55 лет от коронавируса скончался рав Йешаяу Хабер, основатель организации «Матнат-хаим»
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву надо читать за выздоровление, человек очень болен. Нужны слова.
Даниэль Шевелевич
С течением времени для Йешаягу нашелся донор, и операция по пересадке почки прошла успешно. Он приложил максимум усилий, чтобы найти человека, который пожертвует почку его ученику.
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Почему предписано обрезать младенца именно на восьмой день? Тогда же не знали про фибрин!
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Доктор
Принёс раби Акива пшеничные колосья и свежий хлеб: Скажи, разве хлеб не лучше сырых зёрен? А ведь Б-г сделал только зерно, хлеб же испёк из него человек!"
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Куклин
Почему грешники и при жизни называются мёртвыми?
Толдот Йешурун
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону