Темы: Ашкеназы, Кадиш, Молитва, Сефарды, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныОтветьте, пожалуйста, на мои вопросы. Почему не говорят именно Мизмор ле-тода и Ле-менацеах, когда не говорят Таханун? Что такое Таханун? Почему ашкеназы встают на Кадиш, а сефарды сидят? Почему сефарды читают < a href="/AvinuMalkejnu.html">Авину Малькену в субботу, а ашкеназы нет? М.
Уважаемый М.,
Мизмор лэ-Сода («Псалом благодарности» — Тэилим 50) пропускают в субботу, праздники, в день перед Пейсахом и в день перед Йом-Кипуром. Причина: в эти дни не приносилась жертва тода (специальная жертва благодарности). См. Шулхан Орух, часть Орах Хаим, гл. 51, пункт 9, и книгу Мишна Брура (там же).
Ашкеназы, которые молятся по Нусаху Ашкеназ, произносят Лэ-Менацеах («Начальнику хора: Хвалебная песнь от Давида» — Тэилим 20) и в те дни, когда не произносят Таханун, но пропускают его в дни, когда есть особая причина радоваться. Это: день перед наступлением праздника, Новомесячье, 15 Ава и т.д. Причина очень простая: во втором стихе этой главы Тэилим сказано: «Ответит тебе Господь в день беды…». По этой же причине те, кто молится по Нусах Сфарад, и сфарадим не произносят эту главу Тэилим в те дни, когда не читают Таханун.
Таханун — особая молитва, которая напоминает нам о наших грехах и об обязанности раскаяться в них. Перевод этой молитвы есть на нашем сайте.
Нужно ли вставать, когда читают Кадиш, — это спор комментаторов Шулхан Оруха (часть Орах Хаим, гл. 56, пункт 1). Турэй Заав говорит, что вставать не обязательно, а Рамо и Маген Авром полагают, что надо вставать. В книге Бен Иш Хай, постановлениям которой следуют многие сфарадим, сказано, что обычай Ари — не вставать и не садиться на Кадиш. То есть, нужно оставаться в том «состоянии», в котором тебя застал Кадиш.
По мнению Рамо (Шулхан Орух, часть Орах Хаим, гл. 584, пункт 1), в Субботу Авину Малкейну (молитву «Отец наш, Царь наш!») не произносят, т.к. её содержание напоминает содержание молитв буднего дня. В книге Каф а-Хаим сказано, что у сефардов есть традиция произносить эту молитву даже в субботу. На исходе Йом-Кипура, который выпал на субботу (как в этом, 5772, году), ашкеназы тоже произносят Авину Малкейну. Более подробно этот вопрос рассматривается в книге Респонсов Риваша, гл. 512.
С уважением, Берл Набутовский
Читайте:
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Устной Торы.
Рав Яков Шуб
Что за второй Песах?
Рав Александр Красильщиков
Несущественное отличие?
Толдот Йешурун
Сегодня в иерусалимской больнице «Эйн-Карем» на 93-м году жизни скончался великий знаток Торы и лидер сефардского еврейства раввин Овадья Йосеф. Редакция Толдот.Ру скорбит со всем народом Израиля.
Рав Яков Шуб
Что рассказал Раби Йоханану бен-Закай человек, собиравший дрова?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Рамбан и рабейну Йона вдохнули новую жизнь в старую сефардскую традицию. Связующим звеном между Францией и Испанией был Прованс. И Рамбан, и рабейну Йона учились у прованских мудрецов, которые находились как бы на стыке двух миров, двух подходов к Талмуду - мира сефардского и ашкеназского.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография выдающегося законоучителя, духовного лидера своего поколения
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону