Темы: Запреты, Рош Ашана, Йом тов, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Мне очень интересно, какие запреты есть в праздник РОШ А-ШАНА? Можно ли фотографировать? Заранее благодарна, Аида
Уважаемая Аида,
Законы Рош а-Шонэ и других праздников очень похожи на законы Субботы, поэтому фотографировать в эти дни нельзя. Существуют различные мнения по вопросу о том, можно ли фотографировать в полупраздничные дни (т.е. дни между первым и последним днём Песаха и первым днём Суккот и Шемини Ацерес, не включая праздничные дни). Если Вы фотографируете цифровой камерой, то в полупраздничные дни, по большинству мнений, в этом проблемы нет.
Посылаю Вам ответ, в котором я попытался коротко объяснить различие между законами праздников и законами субботы и причины существования этих различий.
Все йомим-товим (праздники): Песах, Шавуот, Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот и Шемини Ацерет — из Торы. Все они перечислены, в частности, в книге Ваикра (23). Там же (стих 7) Тора запрещает совершать работу в эти дни. Только второй праздничный день, который отмечают в диаспоре, отмечают по постановлению мудрецов. Ханука и Пурим также установлены мудрецами, но в эти дни совершать работу не запрещено.
В йом-тов (кроме Йом-Кипура), в отличие от субботы, можно зажигать огонь от уже зажжённого огня. Это не единственное различие между законами субботы и праздника. Существование этих различий тоже заповедано самой Торой. В книге Шмот (12:16) сказано: «…никакой работы не (должно) делаться в эти (дни); лишь то, что в пищу для всякой души, только это (можно) делать вам». То есть, Тора говорит, что не все работы, запрещённые в субботу, запрещены в праздник. Есть одно исключение: разрешено готовить «то, что в пищу для всякой души». Что же входит в понятие «пища для всякой души»? В книге Кицур Шулхан Орух (гл. 98, раздел 1) сказано следующее:
Всякую работу, которую запрещено выполнять в субботу, запрещено выполнять также в праздник. И то, что в субботу запрещено делать даже с помощью нееврея, также запрещено и в праздник. И как требует заповедь предоставить отдых своей скотине в субботу, так же и в праздник. И единственное различие между субботой и праздником — право готовить еду для людей, как сказано: «Только то, что может быть съедено, для всех людей, одно это может быть сделано у вас». Имеется в виду замешивание теста, выпечка, шхита (убой скотины) и варка. Кроме того, выносить вещи из одного владения в другое, а также переносить их по общественному владению в праздник разрешено даже не для приготовления еды, а для любой другой надобности, как узнали от мудрецов предыдущих поколений наши мудрецы благословенной памяти: «Из-за того, что разрешено переносить вещи ради того, чтобы приготовить еду, разрешено это и не ради того, чтобы приготовить еду, а ради другой нужды».
С уважением, Берл Набутовский
Читайте: Рош а-Шана — еврейский новый год
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Канун Рош аШана подобен дню перед судом. Поведение человека должно быть максимально серьезным, а его действия — праведными. Мы должны раскаяться в ошибках, совершенных в течение года, и принять обязательство не грешить.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2023: праздник начинается 15 сентября с заходом солнца и длится два дня
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Ашер Кушнир
Стенограмма аудиолекции рава Ашера Кушнира « Элуль. Пробуждение Больших Мозгов »
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону