Темы: Рахель, Лея, Рав Реувен Куклин, Яаков, Эсав, Праведники
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав Реувен Куклин, в комментариях к Торе о Яакове, Рахели и Лее я нашла, что изначально женихом Леи был запланирован Эсав. Лея страдала от этого, и глаза её часто были опухшими от слёз… И поэтому перспектива стать женой благородного Яакова для Леи оказалась спасением. Почему Яаков так сильно любил Рахиль? Ведь Рахиль чем-то похожа на Эсава. Не были бы Рахиль и Эсав подходящей парой? Как Эсав, будучи голоден, продал своё первородство за похлёбку, что в ту минуту варил Яаков… Похоже, и Рахель за букетик цветов продала Яакова на ночь Лее. А потом подарила ему двух молоденьких красавиц, Билу и Зилпу чтоб те родили за её счёт детей от него. Я не могу совместить понятие её высокой духовности и такого отношения к мужу. Или всё здесь в норме? Ревновать неправильно? Есть ли какие-либо объяснения в Торе о ревности? Лея ревновала Яакова? Почему Рахель не ревновала мужа? Большое спасибо, М.
Уважаемая М.,
Вы задаёте интересные вопросы. Видно, что Вы вдумчивый человек, стремящийся понять истину.
Чтобы ответить на Ваш вопрос, необходимо привести один фундаментальный принцип, который поможет разобраться во многих вопросах и разрешить многие недоумения, возникающие при изучении Танаха.
Этот принцип мы находим в трактате Шаббат (112 б). Там приводится изречение рабби Зейры от имени Равы бар-Зимны: «Если первые (поколения мудрецов) ангелы, то мы люди, а если они люди, то мы ослы». Рабби Зейра своими словами проливает свет на истинный уровень праведников прежних поколений. По утверждению рабби Зейра, они находились на ином духовном уровне, недоступном нам. И «расстояние» между ними и нами настолько велико, что мы являемся совершенно иной сущностью: если они ангелы, мы люди, если они люди, то мы ослы. Не напрасно упомянул рабби Зейра в своём изречении именно «осла». Если сравнивать нас с первыми поколениями, мы не только «окажемся» животными, но и самими материальными из всех животных — ослами. «Осёл» на святом языке — хамор, от того же корня, что и хомер — материя: сущность осла — наиболее материальная.
Рабби Зейра говорил о мудрецах, живших всего за несколько поколений до него (как следует из слов Талмуда в трактате Эрувин 53а). Что же можно сказать о праведниках, которые упоминаются в Торе, которые жили сотни поколений до нас?! Тем более о наших праотцах и праматерях?!
Нет сомнения, что в любых своих делах они руководствовались самыми возвышенными соображениями и всё делали во имя Небес. Поэтому всё, что сказано в Торе о действиях и поступках праведников, нельзя понимать на уровне наших действий и поступков. Все их дела были таковы, что у нас нет никакой возможности их понять, подобно тому, как мы не можем понять ангелов.
Наша любовь — не их любовь, наша ревность — не их ревность, наша ненависть — не их ненависть. Все их чувства и мысли были совершенно на другом уровне, не доступном нашему пониманию.
Исходя из этого, ясно, что Рахель не «продала» Яакова за букетик цветов, не дай Б-г. Так не поступают даже порядочные люди нашего поколения. В книге Зоар (Ваеце, стр. 156—157) подробно, на протяжении двух листов, разъясняется, какими возвышенными мыслями руководились наши праотцы во всей этой истории с цветами, называвшимися дудаим. И Аризаль в нескольких местах (Шаар а-Гильгулим 33, 39, Шаар а-Псуким, глава Ваецэ) объясняет, насколько великие мотивы были воплощены в этом действии.
И во всём, что связано с рождением детей, наши праотцы не думали о себе. Они знали, что речь идёт о зарождении еврейского народа, любимого Творцом, народа с великой миссией (см. Какая для Б-га разница: еврей или нееврей?). Каждый желал внести в это свой вклад, тот, на который был способен. Именно мыслями о рождении еврейского народа руководствовалась Рахель, передавая Яакову Зильпу и Билху. Рахель знала уровень этих женщин и понимала, что они достойны участвовать в великом «проекте».
Я думаю, что после вышеизложенного излишне утверждать, что праведница Рахель не только не походила на Эсава, но и была его противоположностью.
С уважением, Реувен Куклин
Слушайте: Ревность в семье
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Меир Левин
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам
Рав Шломо Гольдман
Эстер Оффенгенден,
из цикла «Женщины в ТаНаХе»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Бенцион Зильбер
Где можно получить полную информацию о 36 тайных праведниках?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Овадья Климовский
Она была соучастницей обмана?
Рав Овадья Климовский
Почему иногда одно, а иногда другое?
Журнал «Лехаим»
Могила праматери Рахели переходила из рук в руки. И сейчас арабы пытаются присвоить себе это священное для евреев место.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону