Темы: Эрув, Суббота, Одежда, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Можно ли в шабат вне эрува носить в наружном кармане пиджака платок, который иногда прилагается к галстуку (той же фактуры, расцветки и т.п.)? Его вставляют в наружный карман пиджака так, чтобы было видно. Правда, когда надеваешь верхнюю одежду, его уже не видно, или иногда платок может так завалиться в карман, что его не будет видно, но в книге Шмират Шабат кеильхата, кажется, говорится, что перенос украшений, которые не видны, не является нарушением субботы. Является ли это переносом?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Шулхан Орух (301:11) приводит два мнения о том, можно ли переносить в Шаббат в месте, где нет эйрува («смешения владений»), вещи, которые и являются украшениями, и имеют какое-то назначение помимо этого, например, серебряный ключ. По первому мнению, это запрещено, т.к. люди могут сказать: ключ переносят, чтобы пользоваться им. По второму мнению, такие вещи переносить разрешено.
В любом случае, ситуация, о которой Вы спрашиваете, гораздо легче, чем та, о которой говорит Шулхан Орух, поскольку никто не использует такой платок по прямому назначению, а только для украшения. Т.е., иными словами, он полностью превратился в часть одежды. Соответственно, разрешено носить платок, который подходит по расцветке к галстуку и находится в кармане пиджака, поскольку он предназначен только для украшения (ШШК 18:25). Нет проблемы в том, что его не видно, когда надевают верхнюю одежду.
Но если такой платок используют и для других целей, переносить его запрещено.
В принципе, когда платок используется для украшения, достаточно просто вставить его в карман пиджака так, как его обычно переносят (Шулхан Орух а-Рав 301:2). Однако если есть опасение, что он может выпасть, например, когда снимают и одевают верхнюю одежду (т.е. если уже были такие случаи), то его необходимо пришить, поскольку есть опасение, что человек поднимет его и перенесёт в руке там, где нет эйрува.
С уважением, Яков Шуб
Читайте:
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Эрув необходимо делать не только в общем дворе, но в любом месте, куда выходит несколько квартир. Считается, что хозяева квартир накладывают друг на друга запрет переносить вещи в общее владение.
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Ашер Кушнир
Нужно ли сразу поменять одежду и ходить в кипе?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Можно ли выносить из дома предметы в субботу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Гади Поллак
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону