Шалом Алейхем!
1. Известно, что при облачении талитом сначала покрывают им голову, а 4 угла перебрасывают через левое плечо специальным «исмаиловым движением» (атифат ишмаэлим), после чего талит опускают на плечи, чтобы углы свисали по бокам. Что это за движение? И почему именно исмаиловое? Почему именно через левое плечо?
2. И что означают цвета полос на талите? Некоторые имеют черные полосы на белой ткани, а некоторые синие. Что означают эти цвета? И почему именно такие?
Большое спасибо за Ваш вопрос.
1. Сказано в Торе (Дварим 22:13): «Кисти сделай себе на четырех углах одежды твоей, которой ты покрываешься».
Существует спор между ришойним (ранними комментаторами) о том, что означает слово «покрываешься». По мнению Баал а-Итур, достаточно просто: талит должен покрывать тело, как обычная одежда, которую носят люди — иногда покрывая голову, иногда не покрывая. Но изначально желательно, чтобы он покрывал голову.
Шулхан Орух (8:2) говорит, что алаха установлена в соответствии с этим мнением.
Однако Геойним утверждают, что необходимо полностью укутать голову и большую часть тела. Так носили свою одежду арабы (ишмаэлим), потому такой способ укутывания в талит получил название итуф ишмаэлим. И хотя сегодня арабы тоже не носят так свою одежду, достаточно того, что во времена мудрецов существовал такой способ (Респонсы Мааршам ч. 4:5). С давнего времени в подавляющем большинстве еврейских общин распространился обычай укутываться талитом, используя итуф ишмаэлим.
Аризаль (При Эц Хаим, Шаар Цицит 1) утверждает, что очень важно покрываться именно таким образом. Его мнение приводит Маген Авраам (8:2), с этим согласен и автор Мишны Бруры (8:4).
Поэтому изначально после произнесения благословения поступают следующим образом: покрывают голову талитом до уровня глаз или до уровня рта, затем собирают спереди все четыре края талита вместе и закидывают их назад, на левое плечо. И стоят так в течение времени, которое необходимо, чтобы пройти 4 амы (приблизительно два метра). При этом необходимо, чтобы большая часть тела оставалась покрытой. Затем возвращают талит в обычное положение, чтобы он покрывал голову так, чтобы был немного виден тфилин и два конца талита были спереди, а два сзади — чтобы человек был «окружен» заповедями.
Радваз (ч. 4:571) приводит слова Рава Саадьи Гаона, который объясняет обычай закидывать концы талита на левую сторону: это делается, чтобы побороть йецер а-ра (злое начало), которое в сердце, как сказано: «…и не будете следовать сердцу вашему…» (Бэмидбар 15:39).
2. Шулхан Орух (9:11) говорит, что кисти должны быть такого же цвета, как сам талит. Рамо добавляет, что обычай ашкеназим — делать кисти цицит белого цвета, даже если сам талит другого цвета. Сегодня обычай — делать и талит белого цвета. Автор Лэкет Йошар (стр.12) сообщает, что его учитель, автор Трумат а-Дэшен делал светло-голубую полосу на талите в память о цвете тхелет. Отсюда пошел ашкеназский обычай делать полосы на талите. Этот обычай приводят При Мегадим (Эшель Авраам 9:6) и Мишна Брура (9:16).
В наше время принято делать полосы черного цвета. Обычай сфарадим — чтобы талит оставался полностью белым, без полос.
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Тхелет. В поисках утраченного
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Яков Шуб
А если живёшь среди неевреев?
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Бенцион Зильбер
Я слышал через «третьи руки», что один раввин высказал сомнение на этот счёт…
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Натан Агрес
Откуда взялись разные обычаи?
Авраам Коен
Рав Бенцион Зильбер
Когда, где и почему начала складываться традиция носить пейсы? В каких источниках это зафиксировано?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону