Темы: Ханукальные свечи, Ханука, Женщина, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныОбычай — чтобы отец или муж зажигал ханукию. Если это невозможно, лучше ли, чтобы брат (младший) или мать зажигали, или лучше зажигать самой?
Л.
Уважаемая Л.,
Изначально, по обычаю ашкеназим, желательно, чтобы и мама, и брат зажигали ханукальные свечи с благословениями. Что касается Вас, то тут существуют разные обычаи — следует ли зажигать дочерям, которые еще не вышли замуж и живут с родителями (см. ниже).
Теперь вкратце объясним эти законы. Несмотря на то, что зажигание ханукальных свечей является «заповедью связанной со временем», а обычно женщины освобождаются от выполнения такого рода заповедей, ханукальные свечи мудрецы обязали зажигать также и женщин. Причина: чудо Хануки имеет непосредственное отношение и к женщинам. Во-первых, один из греческих законов был направлен именно против еврейских женщин. Девушку, которая выходила замуж, перед свадьбой забирали в дом греческого наместника. Целью данного закона было подорвать святость еврейской семьи. Во-вторых, избавление также пришло через женщину — Йеудит усыпила и убила греческого наместника (Мишна Брура 675:10). Обычно, если муж дома, то жена не зажигает свечи сама, поскольку является частью мужа и «выполняет» заповедь «через него». Однако если мужа нет дома, жена обязана зажигать сама (Шулхан Орух 675:3 и Мишна Брура 675:9).
Обычай ашкеназим, что все члены семьи (кроме жены, см. выше) зажигают свечи отдельно (Рамо 671:2). Поэтому сыновья, которые достигли такого возраста, когда могут зажигать свечи самостоятельно (приблизительно 3—4 года), обычно также зажигают отдельно (Рамо 675:3).
Что касается дочерей, которые еще не вышли замуж и живут с родителями (независимо от их возраста), тут существуют различные обычаи. Во многих семьях дочери вообще не зажигают. Хатам Софер (1762—1839), выдающийся раввин, лидер венгерского еврейства, объясняет этот обычай так. Поскольку изначально мудрецы постановили, что необходимо зажигать ханукальные свечи на выходе со двора, обращенного к многолюдной улице, отправлять туда дочерей опасались: не очень хорошо, чтобы молодые еврейские девушки находились в вечернее время в многолюдном месте. Однако в некоторых семьях дочери также зажигают отдельно. В Вашем случае: если у Вас есть такое желание, то можете тоже зажигать отдельно, тем более, если Вы чувствуете, что это поможет Вашему дальнейшему продвижению в соблюдении заповедей. Однако если в силу обстоятельств мать и брат не могут зажигать, это уже не просто обычай — на Вас ложится обязанность зажигать свечи за всю семью.
С уважением, Яков Шуб.
Журнал «Мир Торы»
В первой главе Торы говорится, что Вс-вышний сотворил человека, и это творение было и мужчина, и женщина. Одно тело, которое имеет два лица.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Мендель Агранович
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Мирьям Климовская
Почему мужчина благословляет Всевышнего за то, что Он не создал его женщиной?
Рав Йосеф Овадья Зарудинский
Рав Бенцион Зильбер
Свечи должны гореть, пока на улице есть прохожие? Но ведь в наше время они находятся на улице до 11 или 12 ночи!
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Мира Вайсбин
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону