Темы: Танах, Давид, Шауль, Цари Израиля, Александр Красильщиков
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПриветствую вас. Разъясните, пожалуйста, следующее. В чем разница помазания, тем, как помазали Шауля — ШЕМУЭЙЛ I 10 (1) «И взял Шемуэйл сосуд с елеем, и полил на голову его, и поцеловал его, и сказал: вот, помазал тебя Г-сподь в правители удела Своего. Тут в СОСУДЕ», и тем, как помазали Давида — ШЕМУЭЙЛ I 10 (12) «И послал тот, и привели его. А он был румяный, с красивыми глазами и миловидный. И сказал Г-сподь: встань, помажь его, ибо это он. (13) И взял Шемуэйл рог с елеем, и помазал его среди братьев его; и снисходил дух Г-сподень на Давида с того дня и позже. И встал Шемуэйл, и пошел в Раму».
Мне разъяснил мой друг, что елей в сосуде — для временного помазания, т.е. Шауль был временным исполнителем, в отличие от царя Давида, которого помазали елеем из рога. А.
Уважаемый А.!
Действительно, между помазанием Шауля и помазанием Давида есть различие. Комментаторы говорят, что Шауль был помазан из обыкновенного сосуда «маслом афарсемона», тогда как Давида помазали из рога особым бальзамом, в основе которого оливковое масло. И это было не случайно. Шауль был помазан на должность нагида, то есть правителя, но не царя. Этот пост был предоставлен Шаулю условно, передача по наследству не подразумевалась. Всё зависело от дальнейших его шагов и от того, выдержит ли он испытания, тогда как Давид был изначально помазан на вечное царство, то есть весь род Давида стал царским, и царство принадлежало потомкам Давида без всяких условий. Но почему?
Приказание помазать на царство Шауля последовало после недвусмысленного требования старейшин народа к пророку Шмуэлю поставить над ними правителя (Шмуэль I 8, 5): «…Поставь нам царя, чтобы судил нас, как все народы»
В самой просьбе поставить царя не было ничего плохого. Ведь одной из трёх заповедей, которые Израилю полагалось выполнить при вступлении в Страну, и было назначение царя. Две других — стереть потомство Амалека и построить Бейт а-Микдаш.
Проблема заключалась в том, что народ не имел в виду еврейского царя, о котором говорила Тора, — соблюдающего мицвот, направляющего народ по пути Вс-вышнего. Они подразумевали другое: сильного правителя, чтобы воевал за них и управлял ими, как это заведено у других народов. Недаром Вс-вышний сказал Шмуэлю (там же, 5): «Не тобою они пренебрегли, но Меня отвергли царствовать над ними». Не зря Шмуэль предупреждает народ о том, что может сделать с ними царь, о котором они просят (Там же,11—18): «…Сыновей ваших заберёт и запряжёт в колесницы свои… чтобы делать ему орудия войны… И дочерей ваших возьмёт… И добрые поля ваши, и виноградники и маслиновые деревья отберёт у вас, чтобы отдать рабам своим… и работников, и работниц ваших возьмёт, чтобы делали они работу для него… возьмёт с вас десятину от скота и будете ему рабами…» Вот, что значит царь, как у всех народов. Но народ продолжал настаивать.
И Вс-вышний приказывает Шмуэлю исполнить их просьбу. Продолжится ли царский род Шауля, зависело от него самого. Если бы все поступки Шауля соответствовали требованиям Торы к еврейскому царю, его царствование могло бы быть продлено. Но, как известно, этого не произошло. Ошибки Шауля свидетельствовали, что он руководствуется в своих решениях не только желанием Б-га, но подвержен и внешним влияниям и не всегда готов пренебречь политическими или военными соображениями, чтобы исполнить приказание Творца. Это стало камнем преткновения, и царство Шауля было упразднено.
Давид же изначально соответствовал требованиям Торы к еврейскому царю. Вс-вышний, зная об этом, приказал сразу помазать его «быть царём для Меня». То есть основать царскую династию, что отныне станет единственно законной, и из ростка которой произойдёт Мошиах, да придёт он поскорее, в наши дни, омен!
С уважением, Александр Красильщиков
Читайте: Кто велик?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»
Рав Александр Красильщиков
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Александр Красильщиков
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «Шмуэль»
Рав Бенцион Зильбер
Осия, Михей, Даниил, Захария, Исаия, Иеремия, Псалтирь, Бытие, являются ли они Книгами Торы?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Биографическая статья рава Р. Пятигорского про Шауля, первого царя Израиля
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Бенцион Зильбер
О каком списке законов идёт речь в книге Дварим? Царь писал их сам?
Хава Куперман
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону