Темы: Батшева, Танах, Грех, Давид, Бенцион Зильбер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый раввин! Многие считают царя Давида праведным и утверждают, что грех не считать его праведником. Я с ними не согласен, ведь Давид послал своего солдата в такое сражение, где обычно люди погибают и лишь несколько человек могут выжить, не просто так, а потому, что ему понравилась жена этого солдата, поэтому считаю, что он по сути совершил преднамеренное убийство и уж праведником человек, убивший из-за запретной страсти, считаться никоим образом не должен, ведь, если, например, мне понравиться, хас вэ халила, чья-то жена, а я буду командовать полком, где служит её муж, ведь не стоит брать пример с "Великого Цадика" царя Давида, не так ли?:-). Кто прав?
Ronnie, Иерусалим
Ответ:
Уважаемый Ronnie, Шла тяжёлая война, и надо было кого-то послать на передовую, стоял только вопрос, кого выбрать. И в этой ситуации Давид выбрал Урию. Другая сторона этого вопроса: Урия проявлял неуважение к царю. Например, царь послал ему домой личный подарок, но Урия его не принял. У царя есть право казнить того, кто относится неуважительно к нему.
С уважением,
Бен-Цион Зильбер
Вопрос:
Здравствуйте, уважаемый рав Бен-Цион! А откуда следует то, что царь Давид при выборе Урии на передовую руководствовался только хорошими побуждениями, а не тем, что просто влюбился в чужую жену, нарушив тем самым заповедь "Не возжелай"? Вы в своём ответе не отрицали то, что царь Давид таки-приставал к чужой жене, правда? А из того, что царь Давид "цадик гамур" следовало бы логичное разрешение отбивать чужих жён, что противоречит всему иудаизму, так ведь? То есть он всё-таки не безгрешен и звания "цадик гамур" не заслуживает, или отбивать чужих жён разрешено Всевышним? С уважением, Ронни
Уважаемый Ронни!
Конечно, со стороны царя Давида было определённое нарушение. Пророк Натан упрекал Давида, и Давид сказал: «Я согрешил перед Б-гом». Вопрос другой, – какого уровня нарушение? В Талмуде сказано, что каждый, кто выходил на войну в то время, давал развод своей жене. Причина понятна – чтобы в случае, если муж пропадёт без вести на войне, жена не осталась соломенной вдовой; т.е. формально по закону она была разведённой, но с точки зрения морали так поступать не следует. Это видно и из разговора пророка Натана с Давидом.
Пророк Натан, укоряя Давида, рассказывает ему притчу о двух жителях города, богатом и бедном. У богатого много скота, крупного и мелкого, а у бедного – только одна овечка. И пришёл путник к богачу, а тот пожалел дать от своего многочисленного скота и взял овечку бедняка. Шёл бы разговор о таком страшном нарушении, как прелюбодеяние с чужой женой, - не играло бы роли, у кого много, а у кого мало. Но речь шла о нарушении морали, и за это Натан укорял Давида. Давид признал свою вину и постарался сделать полноценную тшуву.
Что такое цадик? Человек, который находится на высоком уровне служения Б-гу и старается всё делать по Торе. Давид полностью предан Б-гу, полагается на него, делает всё во имя Его. Это можно видеть и чувствовать в строках и между строк Теилим. Когда Давид в чём-то оступается, он немедленно признаёт свою вину и исправляет её. Великий человек тоже может ошибаться, но он признаёт свою ошибку и прилагает все усилия, чтобы её исправить.
Второе: ошибки великих людей – совсем другого уровня, чем ошибки обычных людей. Совершенство Всевышнего – не делать ошибок, совершенство человека – исправлять свои ошибки. Велик тот, чьи ошибки можно пересчитать.
С уважением,
Бен-Цион Зильбер
Читайте: Не убивай
Учить Талмуд по Интернету
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Реувен Куклин
Давид грешил, а Всевышний был с ним?
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»
Рав Бенцион Зильбер
Осия, Михей, Даниил, Захария, Исаия, Иеремия, Псалтирь, Бытие, являются ли они Книгами Торы?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону