Темы: Ашкеназы, Многоженство, Муж и Жена, Александр Красильщиков
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧитал на вашем сайте (но, может быть, и на другом каком), что многоженство Б-г не осуждает и грехом не считает. И сефардские евреи практикуют это и сейчас, а вот ашкеназские мудрецы в средних веках (только!) постановили запретить это Б-гом дозволимое дело. Не является ли это решение «прогибом» под «мир сей». Ведь благодаря многоженству и разводов было бы меньше, и разбитых семей, и детей-безотцовщины. Да и проституток меньше было бы, если молодых девушек брали в жены до того, как они «испортятся». Евгений
Здравствуйте, Евгений!
Отвечая на ваш вопрос, в первую очередь хочется отметить, что в наше время, когда само понятие семьи и брака расшатано настолько, что связи между людьми сводятся к материальным вопросам, возвратить еврейский брак к «разрешённому Торой многожёнству» значить унизить, профанировать возвышенный взгляд Торы на отношения мужчины и женщины.
Социальные язвы, демографические проблемы не вылечить «многожёнством», их причины — в общей тенденции человечества к снижению духовных запросов, в циничном упрощении отношений между людьми, в обесценивании таких понятий, как «любовь», «личность» и «семья». В отношении общества, где не признаётся святость семьи, где отношения между полами лишены каких бы то ни было рамок, Ваш вопрос попросту неуместен.
Тогда остаётся направить этот вопрос религиозному обществу.
В этом случае следует принять во внимание, что женатому мужчине, чтобы создать семью, следует обладать целым набором качеств. Это и терпение, и уважение к ближнему, умение давать и делиться, такт и способность к любви. Ведь жена в иудаизме — не раба, не игрушка, не предмет удовлетворения плоти.
Жена — это «эзер кэнегдо» — помощь и совет, поддержка и забота: её — о нём, а его — о ней. Жена — плоть от плоти мужа, его неотделимая часть. Кроме того, алахические требования к мужу достаточно строги. Мало того, что у него целый ряд имущественных обязательств — муж обязан кормить, одевать жену, быть с нею, — он обязан стать с нею единой плотью и духом.
Чтобы воспитать в себе эти качества, человек должен находиться на высокой духовной ступени. Всё это сказано об одной жене. А если их несколько? Какую возвышенную душу нужно иметь, сколько сил приложить, чтобы соблюсти вышеприведённые требования по отношению к каждой из них.
Есть ещё одна проблема. Уровень самих женщин. Какой цельностью характера нужно обладать, чтобы ужиться с «соперницей». Не случайно вторая жена называется «цара» — «напасть». Чтобы в таких условиях быть единой семьёй, чтобы вместе строить еврейский дом, полный света Торы, нужно обладать поистине выдающимися качествами.
Не случайно, что и до появления запрета на многожёнство в большинстве еврейских общин, в том числе сефардских, мало кто имел больше одной жены. Как правило, это были особые и чаще прискорбные случаи.
Недаром и наши праотцы вовсе не стремились иметь больше одной жены. Авраам никогда не взял бы в жёны Агарь, если бы Сара на этом не настояла. Он женился ещё раз только после смерти Сары. И взял лишь одну жену. У Ицхака всю жизнь была лишь одна жена — Ривка. А Яаков взял несколько жён лишь под давлением обстоятельств. У Моше рабейну была одна жена. И так далее. Примеров из ТаНаХа — не счесть.
На определённом этапе Мудрецы Торы почувствовали, что духовный уровень народа настолько снизился, что иметь больше одной жены стало непозволительной роскошью, как в материальном, так и в духовном смысле. Целостность еврейской семьи оказалась под угрозой.
Право делать ограду для Закона, то есть устанавливать запрет, временный или постоянный, на «дозволенное» Торой, дано Мудрецам Торы Самим же Б-гом. Это право зафиксировано в Торе.
Тора передана народу через Мудрецов Израиля. Сначала это был Моше, затем Пророки, потом Мужи Великого Собрания, главы Санедрина, Гаоны. И так до нашего времени. Время от времени Мудрецы вводили те или иные ограничения, которые носят название дэ-рабонан. Такая практика в иудаизме принята и совершенно законна.
И в наши дни устанавливать практическую Алаху имеют право только признанные авторитеты Торы, главы поколения. Именно они выражают отношение Торы к постоянно обновляющейся действительности. Именно они, наполненные знанием Торы, устанавливают для нас приоритеты, предостерегают и обращают наше внимание на слабые места, области, в которых следует «укрепиться». И это не только не является «прогибом», не только не угрожает духовному здоровью человечества. Наоборот, именно это и поддерживает извечный духовный порядок в мире. Так это было у евреев всегда, и это залог единства и силы еврейского народа.
С уважением, Александр Красильщиков
Читайте: Тора и мораль
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Устной Торы.
Рав Александр Красильщиков
Лея Трахтенберг
Рав Бенцион Зильбер
Многожёнство - обязанность?
Рав Яков Шуб
Запрета, вроде, нет, но ничего не сказано о том, что две жены лучше, чем одна...
Рав Александр Красильщиков
Несущественное отличие?
Рав Александр Красильщиков
Эстер Гринберг,
из цикла «Женщина женщине»
Приданым являются не деньги девушки, а ее душевные качества. Примером праведной супруги является жена рабби Акивы. Она отрезала и продала свою косу для того, чтобы муж имел возможность изучать Тору. Муж и жена должны непрерывно поддерживать психологический баланс в семье.
Дов Геллер
Не причинять боль партнеру, а также делать для него что-нибудь приятное — одно из основных умений, требующихся в браке. Предотвратить трения между супругами гораздо проще, чем кажется. Надо стремиться отдавать больше, чем брать.
Рав Бенцион Зильбер
Почему сейчас не практикуют многоженство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография выдающегося законоучителя, духовного лидера своего поколения
Рав Александр Красильщиков
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону