Темы: Рав Реувен Куклин, Материя, Мировоззрение, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый Раввин. Я слышал, что Б-г находится во всём. Как это понимать?
Роман.
Уважаемый Роман!
Утверждение, что Б-г находится во всём, не совсем верно. Сказали мудрецы: «Б-г – место для мира, а не мир – место для Б-га» («Б-г вмещает мир, а не мир вмещает Б-га»). В месте, пространстве нуждаются вещи, ограниченные чем-либо, а Б-г ничем не ограничен.
Точное определение «соотношения» Творца и Его творений находится в Торе: "Нет (ничего) кроме Него" (Дварим 4, 35). Ещё сказано в Торе: " בשמים ממעל ועל הארץ מתחת אין עוד " («…на небе вверху и на земле внизу нет другого» – Дварим 4, 39).
Нам необходимо вдуматься в это утверждение, чтобы правильно его понять. Если нет ничего, кроме Него, что же такое мы и весь окружающий нас мир?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, давайте задумаемся над словами мудрецов, приведенными выше: "Всевышний – место для мира".
Учат нас мудрецы в своём кратком изречении, что весь мир существует благодаря воле Б-га, проявляемой постоянно. Нет вещи во всём мире, которая не занимала бы места – пространства (как сказали мудрецы: "Нет вещи, у которой нет места"). Иначе ни один предмет не мог бы существовать. Подобно этому, без постоянно проявляемой воли Всевышнего мир не имел бы никакой возможности существовать. С другой стороны, мир не вмещает Б-га. Существование Б-га не зависит от существования мира.
Возможно, на этих словах мудрецов основывался Рамбам (см. начало книги Яд Хазака). Говорит Рамбам так: «1. Основа основ, фундаментальный принцип мудрости – знание о том, что есть Тот, Кто существует предвечно, и Он – первопричина всего сущего. И всё, что есть в мире – на земле, в небесах и под небом, – обязано своим бытием Его сущности. 2. И если допустить, что Он не существует, то из этого последует вывод, что не существует вообще ничего. 3. Если обо всём, кроме Него Самого, сказать, что этого не существует, то это не будет означать, что не существует и Он, ибо Его существование безусловно. Ибо всё сущее зависит от Него, в то время как Он, благословенный, не зависит как от мира в целом, так и от каждой отдельной сущности в нём. И непреложность Его бытия несравнима с непреложностью их существования. 4. Об этом сказал пророк: «Г-сподь Б-г, – истина» (Ирмеягу 10, 10). Он один – истина, и нет другого, чья истинность была бы подобна Его истинности. Об этом говорит Тора: «Нет ничего, кроме Него» (Дварим 4, 35). Иными словами, бытие всего существующего, кроме Него, не абсолютно».
С уважением,
Реувен Куклин
Читайте: Б-г постоянно творит мир.
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Хаим Бурштейн
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Появление животных
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Знакомьтесь — еврейство»
Рав Цви Вассерман
Понимание жизни как служения, полное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальнейшие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Рав Реувен Куклин
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону