Темы: Душа, Заповеди, Психология, Радость, Наслаждения, Депрессия, Жизнь, Добро и Зло, Связь с Творцом, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый Рав! Должен ли человек делать добро, если он несчастлив и даже в горе? Ведь когда ты счастлив, есть внутренние силы делать добро как можно больше. Но когда несчастлив, когда находишься в горе, нет никаких сил совершать добрые поступки. Что говорит Танах, Мудрецы? С уважением, Святослав
Здравствуйте, уважаемый Святослав,
Вы совершенно правы, когда человек пребывает в горе, в депрессии, у него нет настроения, действительно нет сил делать что-либо — и не именно делать добро или выполнять заповеди, а вообще хочется лежать в кровати и смотреть в потолок….
Но прежде всего следует знать, что Всевышний требует от человека максимум того, что тот может сделать в своём состоянии, в своей нынешней ситуации. Если человеку сложно сделать много, но что-то он всё-таки может, то обязан сделать этот минимум.
Когда у человека плохое настроение по той или иной причине, его «продуктивность» падает, но обычно не исчезает полностью, поэтому он должен делать добро и соблюдать заповеди — насколько может. Если же он в полном «ауте» и не может вообще ничего, то он освобождается от всего, так как считается אנוס — «вынужденным» поступать так, как поступает (галахический статус того, кто вынужден вести себя не по Торе вследствие форс-мажорных обстоятельств).
Но думаю, важно добавить: стоит обратить внимание на причину, по которой он находится в таком состоянии. Если у него настоящее горе, например, не дай Б-г, умер близкий человек или произошло что-то соизмеримое с этим, то надо подождать. В таких случаях утешение приходит с течением времени.
Однако бывает, что человек несчастлив, т.к. не чувствует достаточного удовлетворения от жизни, от своей деятельности. Сила, которая заставляет нас хотеть жить и действовать, — это удовлетворение и удовольствие, которые мы получаем от своих действий. Живой человек — это человек, который получает удовольствие от жизни.
Б-г создал нас так, что получение удовольствия и удовлетворения является одной из сил, которые ведут нас. И мы должны направить эту силу к счастливой и приносящей удовлетворение духовной связи с Всевышним. В Торе сказано (Дварим 28:47, 48): «За то, что не служил ты Господу, Б-гу твоему, с радостью и с сердечным расположением, при изобилии всего. Служить будешь врагу своему…»
Радость — источник нашей жизни. Предполагается, что выполнение заповедей вызывает у нас радость и ощущение связи с Всевышним, ощущение, которое является фундаментальным для человеческого существования.
Чтобы помочь себе почувствовать жизненную энергию, радость, прежде всего важно попытаться найти что-то новое в жизни, что-то, чего ещё не пробовали, найти новый «вкус» в служении Б-гу.
Стремление к обновлению — хорошее свойство, присущее нам, новое пробуждает нас психологически и физически. Всевышний создал нас так, что мы всё время ищем «острые ощущения», и наша цель — направить это стремление в позитивное русло.
Есть ещё момент, который может помочь изменить настроение и справиться с грустью, ощущением собственной несчастливости. Здесь затрагивается более глубокий слой нашего сознания: речь идет о самонаблюдении, стремлении понять свой собственный внутренний мир.
Большинство жизненных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся, не возникают «ниоткуда». Есть опыт прошлого, который сформировал нас и привел туда, где мы находимся. Поэтому нам придется пересмотреть свои чувства и мысли о том, что лишает нас радости и бодрости. Что вызывает тяжелые чувства?
Стоит попробовать подумать над вопросами: по каким принципам мы живём, что влияет на нас и заставляет чувствовать так или иначе? Может, мой взгляд на некоторые вещи ошибочен, может, мнение об определённой ситуации мы построили слишком опрометчиво? И т.д.
Иногда можно и посоветоваться с другими людьми, со специалистами, которые разбираются в человеческой душе.
Если найдем возможность изменить своё настроение и взгляд на жизнь к лучшему, это поможет нам делать больше добра и лучше соблюдать заповеди Всевышнего. Так что поиск возможностей изменить свое состояние тоже входит в наши обязанности.
С уважением, Моше Аксельрод
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Ципора Харитан
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Реувен Куклин
Почему грешники и при жизни называются мёртвыми?
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону