Темы: Социальные сети, Прогресс и Тора, Скромность, Душа, Храм, Интернет, Святость
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Мир вокруг нас активно меняется. Как совмещать современность и еврейский образ жизни? Как, например, ортодоксальный иудаизм смотрит на использование социальных сетей для общения? Что можете посоветовать? Спасибо! N.
Уважаемый N.,
Большое спасибо, что обратились к нам. Вы задаете очень широкий вопрос, который сложно обсудить в рамках одного ответа. Давайте попробуем затронуть один из его аспектов, что поможет нам сформировать общий подход.
В ежегодном цикле чтения Торы несколько недельных глав посвящены строительству и устройству Мишкана (Скинии). Мишкан по большому счету является прообразом Храма — самого святого и центрального места для евреев.
К сожалению, в сегодняшней повседневной жизни, пока Храм не отстроен, мы лишены возможности осуществлять храмовую службу. Однако изучение устройства Храма помогает понять и ощутить, какое влияние он оказывает на человека, и вынести соответствующие уроки.
Более того, наши мудрецы говорят, что устройство Храма соответствует устройству души каждого человека.
По большому счету, общая структура Мишкана и Храма включает в себя три основные зоны, которые отличаются как функционально, так и по действующим в них законам. Первая из них — это Азара, туда имели доступ не только священнослужители — коаним, но и простые евреи. Следующая — это Эйхаль, в котором непосредственно совершалась служба, там находилась основные «принадлежности» Храма: Менора, мизбэах (жертвенник) и шулхан (стол для хлебных приношений). Туда могли входить только священнослужители. И последняя, самая сокровенная область — Кодеш а-кодашим (Святая святых), куда мог заходить только Первосвященник — Коэн Гадоль — и только в самый святой день — Йом-Кипур.
В чем же устройство Храма подобно устройству человеческой души? Говорят наши мудрецы, что и в жизни человека должно быть похожее разделение «сфер». Есть сфера Азара — это та часть нашей личности, которую могут видеть многие, которая доступна окружающим. Это сфера, где мы общаемся с друзьями, знакомыми, сотрудниками по работе и просто незнакомыми людьми.
Следующая сфера — это Эйхаль, туда имеют доступ только родные люди и близкие друзья. Только с ними человек разделяет свои настоящие ценности и сокровенные мысли.
И, конечно же, у каждого из нас есть свой личный Кодеш а-кодашим — это самое сокровенное место нашей души. Это место для самых святых и особенных моментов нашей жизни. Оно «зарезервировано» только для нас самих, там мы проводим самоанализ и духовную работу, часть которой является для нас обязательной в Йом-Кипур (День Искупления).
Одной из тревожных тенденций современного общества и культуры социальных сетей является путаница, а иногда и искажение уникальных функций этих различных пространств. То, что раньше считалось личным и сокровенным, к сожалению, слишком часто становится достоянием общества. Мысли, чувства и переживания, которые были зарезервированы для самых близких друзей и членов семьи, без ограничения выплескиваются в общественное владение[i] и становятся достоянием совершенно незнакомых людей.
Даже самые сокровенные моменты жизни — предложение жениха невесте, рождение ребенка, годовщина свадьбы или просто вечер в кругу семьи — теперь должны широко «освещаться» в соц. сетях и выставляться напоказ. Если раньше человек мог по-своему, индивидуально выразить свои чувства и мысли, то сегодня он должен делать это в соответствии со стилем и правилами соц. сетей. Получается, что теперь он как бы живет «чужой» жизнью, не имея возможности для самовыражения. Такое социальное давление и желание постоянно находиться на виду в конечном счете пагубно влияет на личность человека, стирая даже границы самой Святая святых.
К сожалению, с развитием виртуальной сферы вообще и соц. сетей в частности разрушение культурных барьеров и стен, разделяющих и определяющих различные сферы нашей личности, будет только усиливаться. Сегодня нам известно, какое пагубное влияние оно может оказывать на наши отношения с близкими и даже на формирование нашей собственной личности.
Поэтому наша задача — постараться спасти то, что еще возможно. Это можно сделать, если сумеем что-то внутренне постичь на примере устройства Храма и приложим усилия, чтобы установить правильные границы в нашей жизни между Азара, Эйхаль и Святая Святых.
С уважением, Яков Шуб
[i] Ршут а-рабим — неогороженная территория, где перемещается множество людей (например, людная дорога); «место массового пребывания людей».
Рав Зелиг Плискин
Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Моше Пантелят
Ведь решения прежних поколений не всегда обязывают последующие...
Рав Яков Шуб
Есть ли в Торе что-то на эту тему?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ашер Кушнир
Переводчик Виктория Ходосевич
Пусть ваша частная жизнь остаётся частной, разделите её с теми, кто вам по-настоящему близок и дорог
Ципора Харитан
Муж как бы дал добро...
Рав Берл Набутовский
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...«Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!”».
Рав Замир Коэн
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону