Темы: Йом-Кипур, Грех, Суббота, Праздники, Дарование Торы, Свадьба, Пост, Искупление, Скрижали Завета
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, помогите разобраться: есть два святых периода — это шаббат и Йом-Кипур (День искупления), но поведение в них различное: в субботу изобилие, радость, всё лучшее, а в Йом-Кипур строгость, пост. Как это объяснить, почему у этих святых дней разное наполнение? Лев
Шалом, Лев!
Признаться, поначалу Ваш вопрос меня немного удивил. По сути, Вы спрашиваете: почему Йом-Кипур не похож на субботу? Казалось бы, ответ очевиден: потому что Йом-кипур — это не суббота. Суббота дана нам Торой для отдыха[1], это день покоя, радости, духовных и физических удовольствий. С другой стороны, Йом-Кипур — время для раскаяния, напряженного самоанализа, молитв о прощении. Согласитесь, что мысли о совершенных грехах не каждому доставляют удовольствие. И, в целом, у каждого еврейского праздника свои особые черты, свой неповторимый колорит.
И, всё же, если немного разобраться в этом вопросе, придется признать, что, в общем-то. Вы правы. Вполне возможно, что радости в этот день должно быть не меньше, чем в субботу, а может, даже и больше. И если мы этой радости не ощущаем, значит, забываем об одном важном аспекте этого дня.
Говорит Мишна в трактате «Таанит»[2]:
Сказал Рабан Шимон бен-Гамлиэль: не было праздников у Израиля, подобных пятнадцатому Ава и Йом-Кипуру. В эти дни дочери Иерусалима выходили в белых одеждах… и танцевали в виноградниках. И что они говорили? «Юноша, подними глаза свои и посмотри — кого выберешь ты себе? Не засматривайся на красоту — обрати внимание на семью: “Обаяние — ложь, и краса — пустое! Женщина, боящаяся Господа, — лишь та прославится!” (Мишлей 31:30)». И говорит Писание (там же 31:31): «Воздайте ей по плодам ее рук, и дела ее всем возгласят славу ее!» И так оно говорит (Шир а-Ширим 3:11): «Выйдите и посмотрите, дочери Сиона, на царя Шломо, на корону, которой его увенчала мать его в день его свадьбы и в день радости сердца его!». «В день его свадьбы» — это дарование Торы, «и в день радости сердца его» — это построение Храма, да будет восстановлен он вскоре, в наши дни, амен!
Пятнадцатого Ава перестали умирать евреи, обреченные на смерть в пустыне[3]. В этот день был отменен запрет на браки между представителями разных колен. Такой день совершенно естественно подходит для знакомств и создания семьи. Но Йом-Кипур, День искупления? Разве это время для хороводов?!
Здесь мудрецы приоткрыли нам совершенно неожиданную сторону этого святого дня. Йом-Кипур — это день свадьбы! Свадьбы между Творцом и еврейским народом!
«Выйдите и посмотрите, дочери Сиона» — выходите танцевать, вступайте в хороводы.
«На царя Шломо». Царь Шломо — это Творец, Царь, которому принадлежит мир (шалом)[4].
«На корону, которой Его увенчала мать…» Мать, несмотря на свою кажущуюся слабость, может отговорить сына от опрометчивого поступка; так и у праведников есть ключи, с помощью которых они способны отменить суровый приговор Всевышнего[5].
«В день Его свадьбы» — это Йом-Кипур, день дарования Торы.
Радость дарования Торы на горе Синай была омрачена грехом золотого тельца. Спустившись с горы и увидев пляски вокруг тельца, Моше Рабейну в отчаянии разбивает полученные им Скрижали с десятью заповедями. Ему приходится подняться на гору еще раз. В самый первый Йом-Кипур, десятого числа месяца Тишрей, Моше Рабейну вновь спускается с горы Синай с двумя Скрижалями, которые уже не будут разбиты. День, в который евреи окончательно получили Тору, становится на все поколения днем искупления и прощения грехов.
Говорит Иерусалимский Талмуд[6]: жениху в день свадьбы прощаются грехи. «Величие приносит искупление»[7]. Нам известно еще несколько примеров, когда людям в определенные моменты их жизни прощаются грехи: мудрецу, получившему важную и почетную должность (например, должность главы ешивы), прозелиту, принявшему иудаизм. Что общего у этих людей?
Мудрецы открывают нам, что основная причина, которая заставляет человека грешить, — это ощущение собственной низости. Такой человек не испытывает стыда, когда совершает преступления. Чего ему стыдиться? Ведь на том духовном уровне, где он находится, грех не является чем-то противоестественным.
Но, поднимаясь на новую ступень, сделав шаг к величию, человек — будь то жених, прозелит или мудрец — начинает стыдиться своих грехов, они кажутся ему несовместимыми с его новым высоким статусом. А это и есть настоящая тшува[8].
В Йом-Кипур евреи получили Тору — и вместе с Торой получили навсегда свое величие. И как гер (прозелит), приняв бремя Торы, становится новым человеком, «рождается заново», так и любой еврей, вернувшись к Торе, становится другим человеком — и прежние грехи уже не имеют к нему отношения.
Согласитесь, что, узнав об этом, хочется танцевать! А если Вы спросите: почему же тогда в Йом-Кипур не водят хороводы? — то подойдите в синагогу к концу молитвы. Вы увидите, как после звука шофара, возвещающего о завершении этого святого дня, люди берутся за руки и со словами «В будущем году в отстроенном Иерусалиме!» пускаются в пляс.
С уважением, Арье Гальчук
[1] См. Дварим, 5:14; Рамбам, Законы субботы, 24:12.
[2] В конце четвертой главы.
[3] См. недельную главу «Шлах» в книге Бемидбар.
[4] Шир а-Ширим Рабба 1:1.
[5] Тиферет Исраэль.
[6] Бикурим 3:3.
[7] Там же.
[8] Раскаяние, возвращение к Торе.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
р. Ури Калюжный
В чем величие еврейской пары, стоящей под хупой?
Рав Мендель Агранович
Откуда эта арочная форма, известная сейчас?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Исроэль-Меир Лау
Почему хупу ставят под открытым небом? Еврейская свадьба.
Рав Овадья Климовский
Жаль времени на еду…
Рав Бенцион Зильбер
Об обряде Капарот, который проводят накануне Йом Кипура. Печатается по материалам, изданным институтом «Дегель га-галаха» с разрешения авторов и издателя
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Для нужд праздника можно варить и печь
Рав Зеев Гринвальд
Посты, общие для всего еврейского народа
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону