Темы: Ненависть, Рамбам, Заповеди, Праведники, Желание, Самосовершенствование, Любовь к ближнему
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый рав! К сожалению, я не помню статью и на каком иудейском сайте это было написано, но правда ли, что только цадики (праведники) могут любить весь мир и всех людей? А от обычных людей не требуется любить весь мир?
Вспоминаю одного буддийского монаха, который с уважением относился к иудаизму, равно как и я, хотя он был другой веры, мы с ним обсуждали принципы христианства, и он пришёл к выводу, что любовь ко всем — это любовь ни к кому. Уж лучше, говорил он, любить немного людей, но действительно их любить, помогать им и т.д., чем любить на словах всех людей, ничем не подкрепляя эту любовь. С уважением, Святослав
Здравствуйте, уважаемый Святослав,
Тема, которую Вы поднимаете, является одной из центральных в иудаизме.
Раби Акива[i] говорит: «“Возлюби ближнего своего как самого себя” (Ваикра 19:18) — великий принцип в Торе» (Сифра Ваикра, Иерусалимский Талмуд, трактат Нэдарим). Почему? Потому что тот, кто любит только себя, не сможет соблюдать всю Тору. Речь о человеке, замкнутом на себе, живущем в «пузыре», не обращающем внимания на окружающих. О том, кого окружающий мир интересует только как средство получения выгоды и удовольствий.
Такой человек не сможет взглянуть на мир и обратить внимание на то, что есть Создатель.
Выйти из узкого круга своих интересов и вожделений можно только с помощью любви. Поэтому очень важно любить ближних. Чему это можно уподобить?
Представим себе человека, который сидит в комнате, двери которой плотно закрыты, на окнах глухие ставни. И у него нет возможности видеть то, что происходит снаружи. Как только он приподнимет ставни, сразу увидит всё — небеса и землю, солнце и потрясающий вид… Так и у человека, полностью поглощенного собой, «окна и двери» сердца плотно закрыты. Кроме своих желаний и страстей он ничего не замечает.
Как только он «приоткроет» сердце, пусть даже «отверстие» будет не больше игольного ушка, — сразу увидит целый мир, который его окружает. Он увидит, что существует множество других людей, у которых есть свои нужды. И ещё — он заметит Всевышнего!
Это относится не только к великим праведникам. Любой человек должен стараться любить окружающих, ведь это необходимо для того, чтобы обрести трепет перед Небесами. Конечно, как и в любой другой области, чем выше человек поднимается по духовным «ступеням», тем праведней он становится. И в любви к ближнему также есть много уровней.
Есть люди, которые просто не обижают окружающих. Есть такие, кто ищет, как помочь ближнему. Есть люди, которые чутко относятся к другим и сами замечают, что именно тем необходимо, не дожидаясь, когда те сами попросят.
Нужно ли любить всех? Процитируем Рамбама[ii]: «Заповедь — любить каждого еврея как самого себя» (Сефер а-Мицвот, заповедь 206[iii]). Еврею заповедано любить любого из сынов Израиля. Но, с другой стороны, сказано в Тэилим (Псалмах) царя Давида (139:21): «Ведь ненавидящих Тебя, Господи, ненавижу я и с восстающими на Тебя ссорюсь!» Как относиться к людям, которые публично отрицают существование Всевышнего и стараются отвратить других от исполнения Его воли? Есть заповедь их ненавидеть… Так что нельзя сказать, что надо любить прямо всех, есть исключения.
Надеюсь, что помог в какой-то мере разобраться в отношении иудаизма к этому вопросу.
С уважением, Моше Аксельрод
[i] Раби Акива бен-Йосеф (3775-10 тишрея 3896 / 15-135 , Эрец-Исраэль) — один из величайших мудрецов Израиля всех времен.
[ii] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
[iii] «Книга заповедей» (ивр. Сефер а-Мицвот) представляет собой полный перечень всех заповедей, приведённых в Письменной Торе. («206-я заповедь — повеление любить друг друга как мы любим самих себя: любить и жалеть других, их имущество и всё, что им дорого, в той же степени, как мы любим и жалеем самих себя и свое имущество. И всё, что мы желаем для себя, желать для них в той же степени; и всё, что мы не желаем себе или же своим друзьям, точно так же не желать для других. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”»).
Рав Реувен Пятигорский
Раби Йосеф Герц
Разъяснение заповеди о любви к ближнему: это определение относится и к тем, кто принял гиюр, присоединился к еврейскому народу, верит в единого Б-га и соблюдает законы Торы.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Ашер Кушнир
Что лучше: быть в постоянной злобе или снять сексуальное напряжение?
Рав Моше Пантелят
Рав Бенцион Зильбер
Где можно получить полную информацию о 36 тайных праведниках?
Рав Элиягу Элиэзер Деслер,
из цикла «Эссе о благодеянии»
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Браха Губерман
Краткий биографический очерк
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Реувен Куклин
Хотелось бы самому взглянуть на то место в Учении, где это приведено...
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону