Темы: Будущий мир, Молитва, Смерть, Жизнь, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Вопрос: если с плохими людьми всё понятно (они являются палкой в руках Творца), то — как не стать «случайной» жертвой? Например, маленький ребёнок на пару секунд вышел на детскую площадку, его тут же похитили. Или нападение на Раввина…
Похожие случаи, в которых жертвой стал не злодей и у жертвы в момент нападения не было свободы выбора. Но Единственный, к Кому жертва обращается с просьбой о помощи, не помог ему. Т. е. у Всевышнего был выбор помочь/не помочь. Если жертвы не стало в этом мире, таков выбор Всевышнего. Как не стать такой жертвой, которой Всевышний не ответит? Далия
Здравствуйте, Далия!
С реалиями, о которых Вы задаете вопрос, действительно трудно смириться. Сколько в мире происходит «несчастных случаев» или намеренных преступлений, жертвами которых становятся невинные люди! Как же так, и как такого избежать?
Но. Если мы всё-таки хотим как-то это объективно осмыслить… То:
Во-первых, мы верим, что Б-г всемогущ и что Он управляет всеми событиями без исключения. И потому должны сказать: «случайностей» в мире не бывает. Если с кем-то что-то случилось, это не потому, что Б-г «не ответил ему» или «бросил его на произвол судьбы». (А кто такая «судьба»?) Нет, это произошло потому, что Б-г так постановил. Или, используя Ваше же выражение, «таков Его выбор». Даже если этот выбор нам и непонятен.
Во-вторых, на вопрос, как не стать такой «случайной» жертвой, ответ в свете сказанного тоже очевиден.
«Случайной» жертвой не стать очень просто — таких жертв попросту нет. Так что хотя бы в этом плане можем не волноваться.
А если мы хотим не стать «жертвой, которой не стало в этом мире, поскольку таков выбор Всевышнего», то тут, наоборот, нет никакого способа уйти от «руки Б-га». Можно Ему молиться, но если Он решил забрать человека из этого мира, то так оно и будет, и никак этого не избежишь.
Так же нет способа гарантированно повлиять на выбор Б-га, чтобы Он не принял такого решения. А то получилось бы, что Он не всесилен — раз человек может каким-то образом «заставить» Его сделать так, а не иначе.
Более того, если бы такой способ существовал, можно было бы им пользоваться для того, чтобы оставаться в живых вечно! А то если один раз можно «заставить» Б-га не забирать меня из этого мира, то почему не много раз — и не бесконечное число раз?
А также: почему бы не «заставить» Его дать мне всё, что угодно? И тут, надеюсь, понятно, что это только в теории звучит хорошо, но на практике было бы по-настоящему опасно… Для всех, включая самого «счастливчика». Даже если человек по природе хороший.
Впрочем, поскольку этим «золотым ключиком» будут обладать все, исполнение всех желаний станет невозможным по определению, поскольку желания разных людей противоречат друг другу.
Если я хочу обладать всеми богатствами мира (во благо, конечно, я всем помогу!), а сосед тоже хочет, то кому Б-г должен дать? А если я считаю, что сосед — сволочь и как раз ему лучше на этом свете не быть, а сосед, разумеется, считает иначе, то кого Б-г должен слушать? (Того, кто желает такое соседу, Б-г точно не должен слушать? А заменим соседа на, скажем, лидера враждебной страны. Теперь понятнее?)
Короче, понимаем: всё случается по воле Б-га.
А также: человек не бессмертен, рано или поздно он уходит из этого мира. Если очень повезет, то просто «от старости», как недавно королева, но в огромном количестве случаев от болезней, а иногда и в результате «несчастных случаев» или становясь жертвой преступления или войны.
Но он и не должен быть бессмертным: цель человеческой жизни — не оставаться здесь бесконечно, а заработать награду и перейти в Будущий мир и там эту самую награду получить. Поэтому бессмысленно пытаться жить вечно. Другое дело, что надо стараться максимально продлить жизнь, чтобы заработать максимальную награду. Но, в конечном счете, это зависит от Б-га, поэтому уж Его никак нельзя заставить.
Если же речь идет не об уходе из жизни, а о трудностях и бедах при жизни, типа похищения, то тут тоже надо сказать: понятно наше желание избежать проблем и несовершенств этого мира, но на самом деле они не только неизбежны, но и необходимы. Ибо этот мир, в отличие от Будущего — не место награды и наказания, зарплаты и расплаты, а место работы. Он был создан Б-гом не для того, чтобы жизнь была хорошей, а для того, чтобы люди были хорошими. А они такими станут, если будут бороться со злом и несправедливостью — которые поэтому должны существовать. Вот Б-г и дает им существовать, а нам — миссию бороться с ними.
Поэтому наше возмущение и неприятие зла понятно и естественно — но зло для того и существует, чтобы мы возмущались и боролись с ним, именно так мы станем достойными людьми и выполним свое предназначение. И потому, если мы действительно видим: кому-то угрожает то, что в наших глазах является «несчастным случаем» или злом, то должны сделать всё для спасения. И только если не удалось, принять это как постановление Б-га, но не как «несправедливость» с Его стороны, которой можно было избежать.
Понимаю, что это ответ не идеальный — это ведь часть общего фундаментального вопроса, почему в мире существует зло и страдание, а этого нам при жизни до конца не понять. Но хотя бы частично, сколько можем постичь своей логикой…
С уважением, Меир Мучник
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Реувен Куклин
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Ефим Свирский
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Сказано в Гемаре: «Он отрицает воскрешение мертвых, поэтому у него не будет удела в воскрешении мертвых, ибо Святой, благословен Он, всегда отмеряет меру за меру»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Бенцион Зильбер
Продлить жизнь на час?
Рав Элияу Тавгер,
из цикла «Уроки по РАМБАМу. Молитва»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону