Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Научить сына плавать — обязанность отца по Торе?

Темы: Заповеди, Кружки, Еврейские качества, Характер, Спорт, Воспитание самостоятельности

Отложить Отложено

У нас в районном бассейне открывается курс плавания для детей. Мы и сами хотели послать туда ребенка, а тут соседка еще рассказала, что по Торе даже есть такая обязанность — научить ребенка плавать. Так ли это? Адаса

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Адаса,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Талмуд (Кидушин 29а) перечисляет некоторые обязанности отца по отношению к сыну, среди них, например, сделать сыну обрезание, обучить Торе, помочь найти жену и организовать свадьбу. Далее Талмуд говорит, что есть мудрецы, которые считают: отец также обязан обучить сына плавать. Об обязанности обучить сына плавать говорится в разной форме также в Иерусалимском Талмуде (Кидушин 1:7), в мидрашах и в Книге Зоар (к разделу Трума, 174 б).

Талмуд (Кидушин 30 б) определяет умение плавать как жизненно важный навык. Ришоним («ранние комментаторы»)[i] поясняют, что в те времена мореплавание было одним из главных видов деловых путешествий. При кораблекрушении умение плавать могло спасти человеку жизнь.

Однако в основных трудах по еврейскому Закону, например, у Рамбама[ii] и в кодексе Шулхан Арух[iii] обязанность обучить сына плавать не упоминается.

Рав Яаков Этлингер[iv] в своих респонсах (Биньян Цион 125) объясняет это следующим образом. В Талмуде есть правило: когда приводится одно мнение, а затем сообщается, что есть мудрецы, которые считают иначе, то обычно это рассматривается как спор и закон устанавливается согласно первому мнению.

В нашем случае в первом мнении упоминаются только такие обязанности, как сделать сыну обрезание, обучить Торе, помочь найти жену и организовать свадьбу, но не упоминается обучение плаванию. И только затем сказано, что есть мудрецы, которые считают, что отец обязан также обучить сына плавать. Согласно первому мнению, такой обязанности нет, а закон устанавливается по первому мнению.

Однако некоторые галахические авторитеты (специалисты по еврейскому Закону) считают: после того, как Талмуд определил плавание как жизненно важное умение, нет больше необходимости упоминать его отдельно, и понятно, что оно относится к другим жизненным навыкам, которым отец обязан обучить сына.

Таким образом, обязанность обучить сына плавать остается в силе, хотя она не упоминается отдельно в галахических источниках.

В любом случае, даже если нет прямой обязанности по Торе обучить сына плаванию, это важный жизненный навык, который пригодится ребенку. И хотя во времена Талмуда умение плавать было важно из-за особой роли мореплавания, а сегодня люди меньше пользуются судами, умение плавать актуально и в наше время.

В учебных заведениях и лагерях походы на речку, море, в аквапарки и т. п. являются принятой практикой, и умение плавать будет для ребенка далеко не лишним. Тем более что, к сожалению, нередко приходится слышать о несчастных случаях на воде.

Отметим, что в данном случае закон не проводит различия между сыном и дочерью, этот навык является необходимым и для девочек.

Кроме того, не секрет, что плавание полезно для общего физического развития ребенка, помогает развивать координацию движений, повышает выносливость и т. п.

Интересно, что крупнейший раввин современности, рав Йосеф-Шалом Элияшив[v], в своей книге «Диврей Агада» (14:9) отмечает: неспроста Талмуд упоминает как жизненно важное умение именно плавание. Он полагает: плавание уникально тем, что требует от человека «добавочной» активности. Бросьте кусок дерева в реку — что произойдет? Он может оставаться на поверхности воды, но никто не скажет, что он «плавает». В лучшем случае он просто плывет, т. е. его путь и пункт назначения определяются течением реки.

В этом смысле умение плавать можно рассматривать как аллегорию. Отец обязаны дать сыну жизненный навык активности, знания своей цели, умение, когда это необходимо, «плыть против течения».

В наше время, когда окружающее нас общество, средства массовой информации и «культура улицы» представляют собой постоянный источник угрозы, человек как будто находится в непрерывном водовороте, выплыть из которого под силу только искусному пловцу.

Поэтому обязанность отца — подготовить сына и обучить его жить еврейской жизнью. Умение не просто оставаться на плаву, но и плыть против этих течений как никогда раньше является жизненно необходимым.

С уважением, Яков Шуб


[i]Ришоним (ивр. «первые», «ранние») — еврейские законоучители и мудрецы Торы времен Средневековья — с начала 11 до конца 15 века.

[ii] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[iii] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом Каро (Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль) в XVI веке.

[iv] Раби Яаков бар-Аарон Этлингер (Арух ла-Нер; 5558-5632 /1798-1872) — выдающийся законоучитель и преподаватель Талмуда, духовный лидер еврейских общин Германии.

[v] Раби Йосеф-Шалом Элияшив (5670-5772 / 1910-2012, Литва — Эрец-Исраэль) — крупнейший законоучитель и мудрец Торы современности, духовный лидер поколения.

Материалы по теме

Как научиться отпускать детей во взрослую самостоятельную жизнь?

Ципора Харитан

Семейный консультант отвечает на вопросы: почему так тяжело отпускать детей во взрослую самостоятельную жизнь? Как научиться это делать? Как стать настоящими родителями, а не просто людьми с детьми? Кем теперь станут для нас наши дети?

Каким должен быть человек?

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ

О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».

Олимпийское молчание

Рав Шрага Симмонс

Мне было 11 лет, и я обожал спорт. Я мог часами слушать и смотреть репортажи с игр моих любимых команд. Очередная Олимпиада была важна не только из-за участия в ней первоклассных спортсменов. Раз в 4 года у меня появлялась возможность болеть за «еврейскую сборную» — спортсменов, представляющих Израиль.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше