Темы: Запреты, Война, Идолопоклонство, Заповеди, Убийство, Компьютер, Изучение Торы, Разврат, Игра
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Б-г Властен над всем. Мы, люди, подобные Ему, способные к разумению добра и зла и созданию невероятного, можем создавать и разрушать то, что сами создали. Компьютерные игры, виртуальный мир, одновременно отдаленный, но сильно похожий на «реальный» (ощутимый нами) мир, в котором убивают, разрушают...
Вселенная. Люди могут создавать подобное (доступное их разуму), и они властны над своим созданием, даруя или забирая (подобно гончару, работающему над глиняным кувшином)... Но первоочередно Властен над всеми Б-г.
Заповеди — «правила». Убивая и разрушая в компьютерных играх, так или иначе, «свои создания», прообразы созданий Б-га, нарушаем ли мы «правила»? Ведь зачастую, делая это, ощущаешь настрой и эмоции, очень похожие на реальные. Ведь делать подобное в «реальной» жизни с очевидностью противоречит «правилам». Данил
Здравствуйте, Данил!
Вы задаете интересный вопрос.
Прежде всего, понятно, что созданный в компьютерных играх виртуальный мир таковым и остается, вместе со всеми его обитателями. Поэтому, разрушая и убивая там, человек в реальности ничего не изменяет и никого не убивает. Заповедь «не убий» запрещает убивать того, кто существует в действительности, а не в воображении или на компьютерном экране.
В то же время Вы верно замечаете: зачастую, разрушая то, что находится в виртуальном мире, человек испытывает настрой и эмоции, похожие на те, которые были бы и в реальности. «Бей его!!!», «Вот тебе!!!», «Как я его!..», «Круши!» Разве это не чувства агрессора и разрушителя?
Тем более что о реальном убийстве уже не раз говорили: самое ужасное его последствие, на самом деле, — не гибель невинного человека. Ведь миром управляет Б-г, и если бы тому человеку было рано умирать, Б-г не допустил бы его гибели. Дело в другом: у убийцы не было разрешения на это действие, с его точки зрения жертва была невинной. Поэтому для него это страшный поступок, который ожесточил и изуродовал его душу. Он стал убийцей. (И потому возможно раскаяние в убийстве и исправление этого поступка, хотя убитого уже не воскресить, — можно исправить душу убийцы.)
Значит, хотя формально грех — только лишение кого-то жизни, в принципе, преступным является и ожесточение души убийцы, которое приходит в результате убийства. А в таком случае, не является ли разрушение и убийство в компьютерных играх «тренировкой» для потенциального убийцы, не развивает ли агрессию и жестокость?
По идее, да. И в этом плане, пусть формально это и не грех, назвать такое занятие полезным тоже трудно — и это даже не учитывая проблему пустой траты времени при компьютерных играх.
Но есть еще один нюанс.
О трех самых тяжких грехах, в число которых входит убийство — наряду с идолопоклонством и развратом, — можно сказать: все они являются не просто неправильными действиями, но и направлением в неправильное русло энергии, которая может — и должна! — использоваться правильно.
Конкретнее, все эти грехи — «прорывы» не туда. Прорыв «стены», «плотины» внутри человека, его оболочки, и бурное и экстатичное сближение с некой силой или человеком, прониковение. А оно может быть правильным и неправильным. С Б-гом — или идолом или ложной идеей. Со своей парой или с тем, с кем не следует.
И убийство тоже прорыв оболочки — тела человека — и проникновение в него, но губительное, мечом. В определенных случаях (например, если речь о маньяке) убийца тоже испытывает своего рода экстаз и упоение, выброс энергии, не может остановиться.
Есть в святом языке еще одно слово — пгиа, которое означает и встречу с человеком, и встречу с Б-гом, то есть молитву, служение (так толкуют мудрецы «встречу Яакова с Местом», Берешит 28:11), и убийство человека — тоже «встречу», смертельную. А также и нанесение травмы в третьей из обсуждаемых сфер.
Но тогда, как и при других грехах, должно быть и правильное использование этой энергии. Какое же?
Возможно, «поразить» не мечом, а аргументом и идеей. (И, если очень хочется, указать пальцем — вместо того, чтобы ткнуть мечом. «Вот!»). Ведь бурные обсуждения и споры о Торе называются мильхамта шель Тора — «война Торы». Как «война — двигатель прогресса», так и «конкуренция ученых умножает мудрость» (Бава Батра 21а). Да, человек создан с жаждой самоутверждения, но все-таки бывают войны, где и проигравший может выиграть новое знание и понимание, если только готов поступиться гордостью и быть «сраженным» идеей (впрочем, «победителю» не следует вести себя высокомерно).
Само постижение Торы, решение какого-то вопроса часто также представляет собой «прорыв»: после долгих мучительных попыток понять и ощущения, что «зашел в тупик», вдруг осеняет идея — и падают стены, создававшие этот «тупик», открывая простор для продвижения. Поэтому, например, на английском нестандартное мышление, дающее возможность решить проблему, называется thinking outside the box — буквально «мышление [выходящее] за пределы коробки» — то есть за пределы привычных рамок, «стен», в которые мысли были заключены. Прорыв этих ограждений.
В свете сказанного сам по себе «боевой» и «агрессивный» настрой и сопровождающие убойный удар экстатические эмоции — не однозначно зло. Эти чувства созданы не для того, чтобы их полностью подавлять, а для того, чтобы направлять их в нужное русло. «Дай ему!!!» доказательство истинности своей интерпретации Торы. «Порази его!!!» своей идеей, мыслью, нестандартным ответом на вопрос. «Вот как я его» убедил!
Но тогда понятно также, что для развития подобных чувств лучшая «тренировка» — само изучение Торы. Что и так является важнейшей заповедью и плодотворным использованием времени. А компьютерные игры тратят это время впустую, да и развивают в человеке скорее физическую агрессию, а не искусство «войны Торы».
Так что будем вести наши правильные «войны», и так сможем быть уверенными, что действуем правильно, а также направляем все сопутствующие эмоции в нужное русло.
С уважением, Меир Мучник
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Арье Кармель
Заповедь "не убий". Трансплантация органов. Парадокс гуманизма.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Яков Шуб
Почему нельзя устраивать состязания голубей?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Ципора Харитан
Рав Ашер Кушнир
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону