Темы: Зоар, Йосеф, Яаков, Шхина, Смерть, Жизнь, Обычаи, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУ меня умерла бабушка 3 дня назад. Когда перед погребением открыли ее лицо, у неё были открыты глаза. Мой дядя, закрыл ей глаза рукой, но говорят, что так покойница искала, кого забрать за собой.
Так ли это? Или это поверье к евреям не имеет отношения? N.
Здравствуйте, N.!
Прежде чем ответить на Ваш вопрос, позвольте выразить Вам соболезнования в связи с уходом из жизни Вашей бабушки. Да удостоится её душа Ган-Эдена и вечной жизни.
То, о чем Вы пишете (открытые глаза — признак того, что покойник ищет, кого бы забрать с собой), в самом деле производит впечатление суеверия, порожденного страхом смерти, и к еврейским обычаям не имеет никакого отношения.
А обычай закрывать умершему глаза действительно есть в иудаизме и упоминается в наших книгах.
Тора рассказывает о том, как Йосэф открывается своим братьям в Египте, а они, в свою очередь, сообщают своему отцу, Яакову, что Йосэф жив и занимает высокое положение в Египте. И Яаков со всей семьёй спускается в Египет. Но перед этим он приносит жертвы в Беэр-Шеве. Там ему открывается Всевышний и обещает ему (Берешит 46:4): «Я сойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно; и Йосэф положит руку свою на глаза твои».
Что означает «Йосэф положит руку свою на глаза твои»? Мнения комментаторов разделились. Некоторые понимают эти слова как метафору: Творец обещает Яакову, что ему не нужно будет ни о чем заботиться, он будет на полном обеспечении Йосэфа.
Однако многие комментаторы (среди них рав Саадья Гаон, Рав Давид Кимхи, Абарбанэль и другие) видят в этих словах обещание, что именно любимый сын Йосэф закроет глаза Яакову, когда тот умрет.
В Устной Традиции этот обычай тоже упоминается. Так мишна в трактате Шабат (151 б) запрещает закрывать глаза умершему в субботу. Много об этом обычае говорит каббалистическая Книга Зоар (см. ниже).
А сейчас несколько слов о практической стороне вопроса. Рамбам (Законы скорбящих 4:1) пишет о еврейских обычаях похорон и траура. Первый обычай, который он называет, — закрытие глаз.
Об этом обычае пишут и два основных кодекса законов еврейской жизни — Тур и Шульхан Арух (Йорэ Дэа 352:4). Автор Биркей Йосеф, ссылаясь на Зоар, добавляет, что глаза умершему должен закрывать именно его сын.
А автор книги «Маавар Яббок» (раби Аарон-Берахья Модина, ум. 1639, Италия), тоже ссылаясь на книгу Зоар, пишет: если сын закрывает глаза покойному, это приносит ему пользу. Если же у покойного не было сына, это должен сделать кто-то из присутствующих.
«А-Кунтрас а-Йехиэли» (часть «Бейт Оламим»; раби Ицхак Альфия, 1878-1955, Иерусалим) добавляет, что есть ещё обычай: закрыв умершему глаза, положить на них немного земли (это упоминается также в книге Зоар).
О смысле этого обычая говорит Книга Зоар (комментарий к Вайехи, с. 226 а, и к Шлах, с. 169 а-б). Однако язык этой книги очень сложен, поэтому процитирую в приблизительном переводе Ме-ам лоэз (комментарий к Ваигаш 46:4), где упоминается интерпретация Зоара.
Там приводятся слова «Йосэф положит руку свою на глаза твои» и объяснение: «Из этих слов мы учим, что, если человек умер, хорошо, чтобы его старший сын закрыл ему глаза. Поскольку, когда человек умирает, его глаза остаются открытыми, ибо тогда ему позволено узреть сияние Шхины (Б-жественного присутствия). И он удостаивается этого уровня только в тот момент, когда душа выходит из тела. И следует закрыть эти глаза, чтобы они не увидели что-либо другое после того, как видели Шхину. Кроме того, если глаза остаются открытыми, они могут причинить вред каждому, кто находится перед покойным… И так как Йосэф был первенцем… Всевышний сказал Яакову, что Йосеф положит руку на глаза его, чтобы закрыть их. Так как благоугодно умершему, чтобы его сын закрыл ему глаза».
Ещё одно объяснение смысла этого обычая, тоже основанное на книге Зоар, мы находим у рава Моше-Давида Вали (ученика Рамхаля; 1697-1776, Италия) в его комментарии к книге Берешит. Он пишет: слова о том, что Йосэф возложил руку на глаза отца, содержат намек на то, что отец утратил зрение этого мира и сейчас сын наследует его место в этом мире.
В другом комментарии рав Вали добавляет: чем больше у человека раскрываются глаза разума, тем больше смыкаются его «материальные» глаза. Поэтому обычно у престарелых людей слабеет зрение: это связано с развитием их глаз разума. И в момент смерти глаза разума раскрываются полностью, человек видит возвышенные видения — и его материальные глаза полностью закрываются.
И то, что сын закрывает отцу глаза после смерти, показывает, что у отца закончилось материальное зрение и начинается зрение духовное — глаза души сейчас раскрываются полностью, ибо материя им больше не мешает.
В заключение приведу слова пророка Йешаяу (23:8): «Уничтожит Он смерть навеки, и отрет Господь Б-г слезы со всех лиц, и позор народа Своего устранит Он на всей земле, ибо (так) сказал Господь». Да удостоимся мы все исполнения этого пророчества в ближайшее время, в наши дни, Омейн.
С уважением, Менахем Эпель
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Эльяким Залкинд
Слова Каина противоречат догматам иудаизма?
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Реувен Пятигорский
Наши мудрецы в своих комментариях настаивают, что сыновья Яакова были полными праведниками
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Реувен Куклин
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
С того самого дня как Тора стала наследием еврейского народа, существует ее разделение на две части: открытую Тору, доступную каждому еврею и кабалу - скрытую, тайную Тору
Рав Ашер Кушнир
Не сочтите за неуважение, но иудеи «ДУХ СВЯТОЙ» никак не понимают.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону